Библиотека >> Никомахова этика

Скачать 194.29 Кбайт
Никомахова этика



7. Ясно, таким образом, что невоздержность и воздержность касаются
только того, чего касаются распущенность и благоразумие, и что разным видам
этого соответствуют разные виды невоздержности, называемые так переносно и
не в безусловном смысле.
(VI). Давайте уясним себе (theoresomen), что невоздержность в порыве
ярости (peri toy thymoy) менее позорна, нежели невоздержность во влечениях.
Ведь похоже, что порыв в какой-то мере слушает [голос] суждения, [т. е
разума], но недослышит, как торопливая прислуга, что выбегает вон, не
дослушав, что говорят, а потом, исполняя поручение, допускает промах, и как
псы, что начинают лаять, едва послышится шорох, не рассмотрев, не свой ли.
Вот так и порыв из-за горячности и поспешности его природы бросается мстить,
уловив что-то, но не услышав приказа. В самом деле, [рассуждение или
воображение (phantasia) объяснило ему, что его оскорбляют или что им
пренебрегают, и он, словно бы придя к заключению, что в таком случае надо
наступать, тут же начинает злиться. А влечение, едва только [рассуждение или
чувство скажут, что [нечто] доставляет удовольствие, бросается к усладам,
так что порыв в каком-то смысле следует за суждением, а влечение нет. А
значит, оно позорнее, ведь кто невоздержен в порыве ярости, как-то
подчиняется суждению, а тот другой - влечению, а не суждению.
Кроме того, следование естественным стремлениям вызывает больше
сочувствия, раз уж больше его вызывает следование даже влечениям, если они
общи всем, и в той мере, в какой они общи. Порыв ярости и злость более
естественны, чем влечения к излишествам и вещам, не являющимся необходимыми.
[Вспомним], например, [сына], который, защищаясь [в деле] о побоях,
нанесенных отцу, сказал: "Ведь и он [бил] своего [отца], и тот - своего", -
и, указав на [собственного] ребенка: "И этот [побьет] меня, когда возмужает,
- так уж у нас в роду"; и [отца], которого сын волок [за собою] и который
приказал ему остановиться в дверях, потому что и он сам доволакивал-де
[своего] отца до этого места.
Кроме того, чем больше злого умысла, тем больше не-правосудности. А
между тем ни порывистый, ни порыв не способны злоумышлять - они действуют
открыто. Зато влечение - словно Афродита, о которой говорят: "рожденная на
Кипре кознодейка" - и о [ее] "узорчатом поясе" Гомер:

[...в нем заключались]
Льстивые речи, не раз уловлявшие ум и разумных.

Так что если эта невоздержность влечений действительно более
неправосудна и позорна, чем та, что сказывается в порыве ярости, то именно
она есть невоздержность в безусловном смысле слова и в каком-то смысле
порочность.
Далее, никто не ведет себя нагло (hybridzei), при этом страдая; а
действуя в гневе, всякий испытывает страдание, тогда как наглец (hybridzon),
напротив, действует с удовольствием.
Итак, если больше неправосудности в том, на что гневаться наиболее
правосудно, то и в невоздержности из-за влечения [больше неправосудности,
чем в невоздержности из-за порыва ярости], ибо в порыве ярости нет наглости
(hybris).
Ясно поэтому, в каком смысле невоздержность, связанная с влечением,
более позорна, чем невоздержность, связанная с порывом ярости, а также что
воздержность и невоздержность относятся к телесным влечениям и
удовольствиям. Осталось понять, какая между ними [ - удовольствием и
влечением - ] разница.
В самом деле, как уже было сказано вначале, одни из [влечений]
человеческие и естественные как по роду, так и по степени, другие -
звероподобные, третьи же [обусловлены] уродствами и болезнями. Благоразумие
и распущенность связаны только с первым [видом влечения]. Вот почему мы не
называем зверей ни благоразумными, ни распущенными иначе, как в переносном
смысле, - у них ведь нет ни сознательного выбора, ни расчета - и еще в
случае, если один какой-то род животных в целом отличается от другого
наглостью, буйством и обжорством, но это отступления от природы, так же как
среди людей - помешанные.
Зверство менее [дурно], нежели порочность, но более страшно, ибо лучшая
часть души [у зверей] не развращена (оу diephthartai), как у [порочного]
человека, а отсутствует. Это похоже на сравнение неодушевленного и
одушевленного по степени порочности.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110