Библиотека >> Никомахова этика

Скачать 194.29 Кбайт
Никомахова этика


Видимо, и Евдокс удачно защищал притязания удовольствия на высшую
награду. Дело в том, что в отсутствии похвал удовольствию, хотя оно
относится к благам, он усматривал указание на то, что оно выше похвал, а
таковы божество и высшее благо: с ними ведь соотносится все остальное.
Таким образом, хвала подобает добродетели, ибо благодаря последней люди
совершают прекрасные [поступки], а прославления подобают плодам трудов, как
телесных, так и духовных. Но знать тонкости в этих вопросах свойственнее,
вероятно, тем, кто потрудился над прославлениями. Нам же из сказанного ясно,
что счастье относится к вещам [высоко] ценимым и совершенным. Это так,
должно быть, еще потому, что [счастье] - это начало в том смысле, что все
[мы] ради него делаем все остальное, а [такое] начало и причину благ мы
полагаем чем-то ценимым и божественным.

13 (XIII). Поскольку счастье - это некая деятельность души в полноте
добродетели, нужно, пожалуй, подробно рассмотреть добродетели; так мы,
вероятно, лучше сможем уразуметь (theoresaimen) все связанное со счастьем.
Настоящий государственный муж (politikos) тоже, кажется, больше всего
старается о добродетели, ибо он хочет делать граждан добродетельными и
законопослушными. Образец таких [государственных людей] мы имеем в
законодателях критян и лакедемонян и других, им подобных, если таковые были.
Коль скоро рассмотрение этого вопроса относится к науке о государстве, [т.
е. к политике], то, очевидно, наши поиски идут [путем], избранным в самом
начале. Ясно, что добродетель, которую мы должны рассматривать,
человеческая, ведь и благо мы исследовали человеческое, и счастье -
человеческое.
Между тем человеческой добродетелью мы называем добродетель не тела, но
души, и счастьем мы называем [тоже] деятельность души. Если это так, ясно,
что государственному человеку нужно в известном смысле знать то, что
относится к душе, точно так, как, вознамерившись лечить глаза, [нужно знать)
все тело, причем в первом случае это настолько же важнее, насколько
политика, [или наука о государстве], ценнее и выше врачевания. А выдающиеся
врачи много занимаются познанием тела. Так что и государственному мужу
следует изучать связанное с душой, причем изучать ради своих собственных
[целей] и в той мере, в какой это потребно для исследуемых вопросов, ибо с
точки зрения [задач], стоящих перед ним, далеко идущие уточнения, вероятно,
слишком трудоемки.
Кое-что о душе удовлетворительно излагается также и в сочинениях вне
нашего круга, так что ими следует воспользоваться, скажем, [содержащейся там
мыслью, что] одна часть души не обладает суждением (alogon), a другая им
обладает (logon ekhon). Разграничены ли они, подобно частям тела и всему,
что имеет части, или же их две только понятийно (toi logoi), а по природе
они нераздельны, как выпуклость и вогнутость окружности, - для настоящего
исследования это не имеет никакого значения. Одна часть того, что лишено
суждения, видимо, общая [для всего живого], т. е. растительная (to
phytikon), - под этим я имею в виду причину усвоения пищи и роста - такую
способность (dynamis) души можно полагать во всем, что усваивает пищу, в том
числе в зародышах, причем это та же самая способность, что и во взрослых
(существах); это ведь более разумно, чем полагать в последнем случае
какую-то иную [способность к тому же самому].
Итак, "добродетель" этой способности кажется общей, а не только
человеческой; в самом деле, принято считать, что эта часть души и эта
способность действуют главным образом во время сна, между тем именно во сне
менее всего можно выявить добродетельного и порочного человека (потому и
говорят, мол, полжизни счастливые не отличимы от злосчастных, и это вполне
понятно, ибо сон - бездеятельность души в том смысле, в каком ее можно
называть "добропорядочной" и "дурной"), если только не принимать в расчет
каких-то движений, которые могут слегка затрагивать душу, отчего сновидения
у добрых людей бывают лучше, чем у обычных. Однако и об этом довольно, и
часть души, усваивающую пищу (to threptikon), следует оставить в стороне,
поскольку по своей природе она не имеет доли в человеческой добродетели.
Но, должно быть, существует и какое-то иное естество (pliysis) души,
которое, будучи лишено суждения, все же как-то ему причастно (rnetekhoysa
logoy). Мы хвалим суждение (logos), т. е. часть души, обладающую суждением
(to logon ekhon), применительно к воздержному и невоздержному за правильные
побуждения, [обращенные] к наилучшим [целям]. Но в этих, [т. е. в воздержных
и невоздержных, людях] обнаруживается и какая-то другая часть души,
существующая по своей природе вопреки суждению (para logon), которая борется
с суждением и тянет в другую сторону.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110