Библиотека >> Никомахова этика

Скачать 194.29 Кбайт
Никомахова этика


Итак, поступки называются правосудными и благоразумными, когда они
таковы, что их мог бы совершить благоразумный человек, а правосуден и
благоразумен не тот, кто [просто] совершает такие [поступки], но кто
совершает их так, как делают это люди правосудные и благоразумные.
Так что правильно сказано, что благодаря правосудным поступкам человек
становится правосудным и благодаря благоразумным - благоразумным: без таких
поступков нечего и надеяться стать добродетельным. Однако в большинстве
своем люди ничего такого не делают, а прибегают к рассуждению и думают, что,
занимаясь философией, станут таким образом добропорядочными. Нечто подобное
делают для недужных те, кто внимательно слушает врачей, но ничего из их
предписаний не выполняет. Ибо так же как тела при таком уходе не будут
здоровы, так и душа тех, кто так философствует.

4. Теперь надо рассмотреть, что такое добродетель. Поскольку в душе
бывают три [вещи] - страсти, способности и устои, то добродетель, видимо,
соотносится с одной из этих трех вещей. Страстями, [или переживаниями], я
называю влечение, гнев, страх, отвагу, злобу, радость, любовь (philia),
ненависть, тоску, зависть, жалость - вообще [все], чему сопутствуют
удовольствия или страдания. Способности - это то, благодаря чему мы
считаемся подвластными этим страстям, благодаря чему нас можно, например,
разгневать, заставить страдать или разжалобить. Нравственные устои, [или
склад души], - это то, в силу чего мы хорошо или дурно владеем [своими]
страстями, например гневом: если [гневаемся] бурно или вяло, то владеем
дурно, если держимся середины, то хорошо. Точно так и со всеми остальными
страстями.
Итак, ни добродетели, ни пороки не суть страсти, потому что за страсти
нас не почитают ни добропорядочными, ни дурными, за добродетели же и пороки
почитают, а также потому, что за страсти мы не заслуживаем ни похвалы, ни
осуждения - не хвалят же за страх и не порицают за гнев вообще, но за
какой-то [определенный]. А вот за добродетели и пороки мы достойны и
похвалы, и осуждения.
Кроме того, гневаемся и страшимся мы не преднамеренно (aproairetos), а
добродетели - это, напротив, своего рода сознательный выбор (proairesis),
или, [во всяком случае], они его предполагают И наконец, в связи со
страстями говорят о движениях [души], а в связи с добредетелями и пороками -
не о движениях, а об известных наклонностях. Поэтому добродетели - это не
способности: нас ведь не считают ни добродетельными, ни порочными за
способности вообще что-нибудь испытывать {и нас не хвалят за это и не
осуждают}. Кроме того, способности в нас от природы, а добродетельными или
порочными от природы мы не бываем. Раньше мы уже сказали об этом. Поскольку
же добродетели - это не страсти и не способности, выходит, что это устои.
Итак, сказано, что есть добродетель по родовому понятию.

5(VI). Впрочем, нужно не только указать, что добродетель - это
[нравственные] устои, но и [указать], каковы они. Надо сказать между тем,
что всякая добродетель и доводит до совершенства то, добродетелью чего она
является, и придает совершенство выполняемому им делу. Скажем, добродетель
глаза делает доброкачественным (spoydaios) и глаз, и его дело, ибо благодаря
добродетели глаза мы хорошо видим. Точно так и добродетель коня делает
доброго (spoydaios) коня, хорошего (agathos) для бега, для верховой езды и
для противостояния врагам на войне.
Если так обстоит дело во всех случаях, то добродетель человека - это,
пожалуй, такой склад [души], при котором происходит становление
добродетельного человека и при котором он хорошо выполняет свое дело. Каково
это дело, мы, во-первых, уже сказали, а во-вторых, это станет ясным, когда
мы рассмотрим, какова природа добродетели.
Итак, во всем непрерывном и делимом можно взять части большие, меньшие
и равные, причем либо по отношению друг к другу, либо по отношению к нам; а
равенство (to ison) - это некая середина (meson ti) между избытком и
недостатком.
Я называю серединой вещи то, что равно удалено от обоих краев, причем
эта [середина] одна и для всех одинаковая. Серединою же по отношению к нам я
называю то, что не избыточно и не недостаточно, и такая середина не одна и
не одинакова для всех. Так, например, если десять много, а два мало, то
шесть принимают за середину, потому что, насколько шесть больше двух,
настолько же меньше десяти, а это и есть середина по арифметической
пропорции.
Но не следует понимать так середину по отношению к нам. Ведь если пищи
на десять мин много, а на две - мало, то наставник в гимнастических
упражнениях не станет предписывать питание на шесть мин, потому что и это
для данного человека может быть [слишком] много или [слишком] мало.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110