Библиотека >> Никомахова этика

Скачать 194.29 Кбайт
Никомахова этика

Соображение ведь не относится ни к вечно
сущему, ни к неизменному, ни к чему бы то ни было, находящемуся в
становлении, но к тому, о чем можно задаться вопросом и принять решение. А
потому, будучи связано с тем же, с чем связана рассудительность, соображение
не тождественно рассудительности. Рассудительность предписывает, ведь ее
цель [указать], что следует делать и чего не следует, а соображение способно
только судить. Соображение и сообразительность (synesis kai eysynesia) [no
сути] одно и то же, так же как соображающие и сообразительные (synetoi kai
eysynetoi)
Соображение не состоит ни в обладании рассудительностью, ни в
приобретении оной, но подобно тому, как применительно к научному знанию
усваивать означает соображать, так применительно к мнению соображать
означает судить о том, в чем [сведущ] рассудительный, когда говорит об этом
другой человек, причем судить хорошо, потому что "сообразительно" (еу) и
"хорошо" (kalos) одно и то же.
Отсюда и происходит слово "соображение" и соответственно
"сообразительные", а именно от соображения при усвоении знаний, ибо часто мы
говорим "соображать" вместо "усваивать".
(XI). Так называемая совесть, которая позволяет называть людей
совестящимися и имеющими совесть, - это правильный суд доброго человека. Это
подтверждается [вот чем]: доброго мы считаем особенно совестливым, а иметь
совестливость в иных вещах - это свойство доброты.
Совестливость же - это умеющая судить совесть доброго человека, причем
судить правильно, а правилен [этот суд], когда исходит от истинно [доброго
человека].

12. Разумеется, все эти склады имеют одну и ту же направленность, ведь
мы применяем понятия "совесть", "соображение", "рассудительность" и "ум" к
одним и тем же людям и говорим, что они имеют совесть и уже наделены умом и
что они рассудительные и соображающие.
Дело в том, что все эти способности существуют для последних данностей
(ta eskhata) и частных случаев (ta kath hekaston). И если человек способен
судить о том, с чем имеет дело рассудительность, то он соображающий,
добросовестный, или совестящийся, ибо доброта - общее свойство вообще всех
добродетельных людей в их отношении к другому.
К частным же случаям и последним данностям относится вообще все, что
осуществляется в поступках, ведь нужно, чтобы и рассудительный их знал; и
соображение вместе с совестью тоже существует для поступков, а они
представляют собою последнюю данность. И ум тоже имеет дело с последними
данностями, [но последними] в обе стороны, ибо и для первых определений и
для последних данностей существует ум (а не суждение), и если при
доказательствах ум имеет дело с неизменными и первыми определениями, то в
том, что касается поступков, - с последней данностью, т. е. с допускающим
изменения и со второй посылкой; эти [последние, или вторые посылки], -
начала в смысле целевой причины, потому что к общему [приходят] от частного;
следовательно, нужно обладать чувством этих [частных, последних данностей],
а оно-то и есть ум.
Поэтому считается, что данные [способности] - природные, и если никто
не бывает мудр от природы, то совесть, соображение и ум имеют от природы.
Это подтверждается нашей уверенностью в том, что эти способности появляются
с возрастом и определенный возраст обладает умом [-разумом] и совестью, как
если бы причиной была природа. {Вот почему ум - это начало и конец, [или,
принцип и цель]: доказательства исходят из [начал] и направлены [на
последнюю данность]}.
Поэтому недоказательным утверждениям и мнениям опытных и старших {или
рассудительных} внимать следует не меньше, чем доказательствам. В самом
деле, благодаря тому что опыт дал им "око", они видят [все] правильно.
Таким образом, сказано, что такое рассудительность и мудрость, к чему
та и другая может относиться и что то и другое является добродетелью разных
частей души.

13 (XII). Можно задать вопрос: зачем они нужны? Мудрость ведь не учит
(oyden theorei), отчего человек будет счастлив, ибо ничто становящееся не
есть ее предмет, рассудительность же занимается этим. Но какая в ней
надобность, коль скоро предмет рассудительности - правосудное, прекрасное и
добродетельное применительно к человеку, а это и есть поступки, какие
свойственны добродетельному мужу? Причем благодаря [одному только] знанию
того, что [правосудно, добродетельно и

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110