Библиотека >> Никомахова этика

Скачать 194.29 Кбайт
Никомахова этика

И влечение противоположно сознательному выбору, а влечение
влечению - нет. Далее, влечение связано с удовольствием и страданием, а
сознательный выбор ни к тому, ни к другому отношения не имеет.
Еще меньше сознательный выбор походит на порыв ярости; в самом деле,
что делается в ярости, меньше всего, как кажется, сообразуется с
сознательным выбором.
Но это тем не менее и не желание, хотя представляется весьма близким
ему; дело в том, что сознательный выбор не бывает связан с невозможным, и,
если кто-нибудь скажет, что он сознательно избрал невозможное, его, должно
быть, примут за глупца. Но желание бывает {и} невозможного, например
бессмертия. Бывает и такое желание, которое никоим образом не может
осуществиться благодаря самому [данному человеку], например желание, чтобы в
состязании победил определенный актер или атлет; однако сознательному выбору
подлежат не такие вещи, а только те, что считают от себя зависящими. Далее,
если желание [направлено], скорее, на цель, то сознательный выбор имеет дело
со средствами к цели, например мы желаем быть здоровыми и мы желаем быть
счастливыми и так и говорим: ["желаю быть здоровым или счастливым"], но
выражение "мы избираем быть здоровыми или счастливыми" нескладно. В целом
выбор, похоже, обращен на то, что зависит от нас.
Наконец, мнением выбор тоже не будет. Действительно, мнение, кажется,
бывает обо всем, т. e. о вечном и невозможном, с таким же успехом, как о
зависящем от нас; и различают ложные и истинные мнения, а не порочные и
добродетельные; что же касается сознательного выбора, то он [определяется],
скорее, в этих [последних понятиях]. Поэтому, вероятно, никто вообще не
говорит, что сознательный выбор тождествен мнению и даже что он тождествен
определенному мнению; в самом деле, каковы мы [сами], зависит от того, благо
или зло мы выбираем, а не от того, какие у нас мнения. И мы сознательно
выбираем, что из таких, [т. e. благих и дурных, вещей] принять и чего
избежать, а мнения мы составляем о том, что такое благо и зло, кому это
полезно или в каком смысле, но о том, принять или избежать, едва ли
составляем мнения. Кроме того, сознательный выбор хвалят, скорее, за то, что
[выбрано] должное, т. е. за верность (orthos), мнение же [одобряют] за
истинность (alethos). Наконец, сознательно мы выбираем то, что мы прежде
всего знаем как благо, а мнение мы составляем о том, чего толком не знаем.
Делают наилучший выбор и составляют наилучшее мнение, по-видимому, не одни и
те же люди, но некоторые довольно хорошо составляют мнение, однако из-за
порочности избирают не то, что должно. Не имеет значения, возникают ли
мнения до того, как сделан выбор, или после того: мы ведь обсуждаем не это,
а тождествен ли он какому-либо мнению.
Если ничто из названного [выше] не есть сознательный выбор, то что же
он тогда такое и каков он? Итак, с одной стороны, сознательный выбор явно
произведен, с другой - не все, что произвольно, - предмет сознательного
выбора (proaireton). Тогда это, наверное, то, о чем заранее принято решение?
Ведь сознательный выбор [сопряжен] с [рас]cуждением и [раз]мышлением. На
это, кажется, указывает и само название: проайретон - "нечто, избранное
перед другими вещами" (pro heteron haireton).

5. (III) Обо всем ли принимается решение (boyleyontai) и все ли предмет
решения (boyleyton) или же для некоторых [вещей] решение (boyle) невозможно?
Предметом решения, вероятно, следует называть не то, о чем может принять
решение какой-нибудь глупец или безумец, но то, о чем его принимает разумный
человек.
Никто не принимает решения о вечном, скажем о космосе или о
несоизмеримости диаметра и стороны квадрата, а также и о том, что,
изменяясь, всегда изменяется одинаково, будь то по необходимости, или по
природе, или по какой-то иной причине (как, например, солнцевороты или
восходы). Не принимают решений ни о том, что всякий раз бывает по-разному
(как засухи и дожди), ни о случайном (как, например, находка клада). Но и о
человеческих делах не обо всех без исключения принимают решения (скажем,
никто из лакедемонян не решает, какое государственное устройство было бы
наилучшим для скифов, ибо здесь ничего от нас не зависит).
А принимаем мы решения о том, что зависит от нас и осуществляется в
поступках. Это-то нам и осталось [рассмотреть]. В самом деле, причинами
принято считать природу, необходимость, случай, а кроме того, ум и все, что
исходит от человека. А среди людей все принимают решение о том, что
осуществляется ими самими в поступках. О точных и самодостаточны

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110