Библиотека >> Никомахова этика

Скачать 194.29 Кбайт
Никомахова этика

Действительно, то,
что исходит из чего-либо, - родное для того, откуда исходит (например, зуб,
волос или что бы то ни было - для их обладателя), но для того, что исходит,
"то-из-чего" оно исходит ничего не значит или, во всяком случае, значит
меньше. [Есть разница] и с точки зрения срока, а именно: родители любят свои
порождения сразу же, а дети родителей - по прошествии известного времени,
когда они начнут соображать или чувствовать. Отсюда также ясно, почему
матери сильнее питают дружбу к детям, [нежели отцы].
Итак, если родители к детям питают дружбу как к самим себе (ведь
отделенные от них их порождения - это как бы другие они сами), то дети
питают дружбу к родителям как их естественные порождения, в братья любят
друг друга оттого, что они по природе от одних и тех же родителей, так как
одинаковость с точки зрения [происхождения] создает одинаковость в их
отношениях друг с другом; отсюда и выражения:"одна кровь" и "[один] корень"
и тому подобные. Братья, таким образом, представляют собою одно, даже будучи
раздельными [существами].
Для их дружбы также много значит совместное воспитание и близость по
возрасту, ибо "сверстник к сверстнику" и при близком знакомстве бывают
товарищами, именно поэтому дружба братьев подобна дружбе товарищей. Что
касается двоюродных братьев и прочих родственников, то их привязанность
основана также на этом, потому что они происходят от одних [предков], причем
одни более родные, а другие менее, в зависимости от близости или дальности
родства с прародителем.
Дружественность детей к родителям и людей к богам существует как
дружественность к благу и превосходству. В самом деле, родителям дети
обязаны величайшими благодеяниями, так как в родителях причина самого их
существования в воспитания, а затем и образования. Такая дружба заключает в
себе настолько больше и удовольствия, и пользы, нежели дружба с чужими,
насколько в жизни родных больше общего. В братской дружбе присутствует
именно то, что в товарищеской, причем между добрыми братьями и вообще в
дружбе похожих этого больше в той мере, в какой [братья] ближе [товарищей] и
возможность любить друг друга имеют с рождения, и в той мере, в какой более
схожи правами происходящие от одних родителей и получившие одинаковое
воспитание и образование; да в проверка временем у них самая длительная и
самая надежная. У остальных родственников проявления дружбы также
соответствуют [степени родства].
Мужу и жене дружба, по-видимому, дана от природы, ибо от природы
человек склонен образовывать, скорее, пары, а не государства - настолько же,
насколько семья первичнее и необходимее государства, а рождение детей -
более общее [назначение] живых существ [в сравнении с назначением человека].
Но если у других [животных] взаимоотношения [и сообщество] существуют лишь
постольку, поскольку [они вместе рождают детей], то люди живут вместе не
только ради рождения детей, но и ради других [надобностей] жизни.
Действительно, дела с самого начала распределены [между супругами] так, что
у мужа одни дела, а у жены другие; таким образом муж и жена поддерживают
друг друга, внося свою [долю участия] в общее [дело]. Этим объясняется,
видимо, то, что в данной дружбе присутствует как польза, так и удовольствие.
Она будет и [дружбой] по добродетели, если и муж, и жена - добрые люди, ведь
тогда у каждого из них [своя] добродетель и оба будут такому радоваться. А
дети, как считается, тесно связывают [супругов], потому-то бездетные скорее
разводятся: дети - это общее обоим благо, а общее [благо] объединяет.
Вопрос, как следует жить мужу с женой и вообще другу с другом,
по-видимому, ничем не отличается от вопроса, как [им жить] правосудно,
потому что неодинаково правосудие в отношениях друга к другу и в отношениях
с чужим, или товарищем, или соучеником.

15 (XIII). Поскольку существуют три [вида] дружбы, как было сказано в
начале, и при каждой [разновидности] друзьями бывают как на основе
уравнивания, так и на основе превосходства (ведь и одинаково добродетельные
бывают друзьями, и лучший с худшим, то же справедливо и для [друзей],
доставляющих [друг другу] удовольствие, или [друзей] из соображений пользы,
[потому что и] они могут быть и равными с точки зрения [взаимной] поддержки,
и разными), постольку ровни сообразно своей уравненности должны быть равны
(toys isoys ...kat' isoteta dei... isadzein) и в чувстве дружбы, и во всем
остальном, а неровни должны воздавать [друзьям] пропорционально
превосходству [друзей].
Вполне понятно, что жалобы и упреки возникают исключительно или по
преимуществу при дружбе ради пользы.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110