Библиотека >> Никомахова этика

Скачать 194.29 Кбайт
Никомахова этика


Отдых, таким образом, - не цель, потому что он существует ради
деятельности.
Далее, считается, что счастливая жизнь - это жизнь по добродетели, а
такая жизнь сопряжена с добропорядочным усердием (spoyde) и состоит не в
развлечениях. И мы утверждаем, что усердие и добропорядочность (ta spoydaia)
лучше потех с развлечениями и что деятельность лучшей части души или лучшего
человека всегда более добропорядочная и усердная. А деятельность наилучшего
выше и тем самым более способна приносить счастье.
Первый попавшийся, в том числе раб, будет вкушать телесные
удовольствия, наверное, ничуть не хуже самого добродетельного. Но долю в
счастье никто не припишет рабу, если не припишет и участие в жизни. Ведь
счастье состоит не в таком времяпрепровождении, но в деятель-ностях
сообразно добродетели, как то и было сказано прежде.

7 (VII). Если же счастье - это деятельность, сообразная добродетели,
то, конечно, - наивысшей, а такова, видимо, добродетель наивысшей части
души. Будь то ум или что-то еще, что от природы, как считается, начальствует
и ведет и имеет понятие (ennoian ekhei) о прекрасных и божественных
[предметах], будучи то ли само божественным, то ли сймой божественной частью
в нас, - во всяком случае, деятельность этого по внутренне присущей ему
добродетели и будет совершенным, [полным и завершенным], счастьем.
Уже было сказано, что это - созерцательная (theoretike) деятельность,
что, вероятно, представляется согласованным с предыдущими рассуждениями и с
истиной. Действительно, эта деятельность является высшей, так как и ум -
высшее в нас, а из предметов познания высшие те, с которыми имеет дело ум.
Кроме того, она наиболее непрерывная, потому что непрерывно созерцать мы
скорее способны, чем непрерывно делать любое другое дело.
Мы думаем также, что к счастью должно быть примешано удовольствие, а
между тем из деятельностей, сообразных добродетели, та, что сообразна
мудрости, согласно признана доставляющей наибольшее удовольствие. Во всяком
случае, принято считать, что философия, [или любомудрие], заключает в себе
удовольствия, удивительные по чистоте и неколебимости, и, разумеется,
обладающим знанием проводить время в [созерцании] доставляет больше
удовольствия, нежели тем, кто знания ищет. Да и так называемая
самодостаточность прежде всего связана с созерцательной деятельностью, ибо в
вещах, необходимых для существования, нуждается и мудрый, и правосудный, и
остальные, но если этим достаточно обеспечены, то правосудному нужны еще и
те, на кого обратятся и вместе с кем будут совершаться его правосудные дела
(подобным образом обстоит дело и с благоразумным, и с мужественным, и с
любым другим добродетельным человеком); мудрый же и сам по себе способен
заниматься созерцанием, причем тем более, чем он мудрее. Наверное, лучше
[ему] иметь сподвижников, но он все равно более всех самодостаточен.
Далее, одну эту деятельность, пожалуй, любят во имя нее самой, ибо от
нее ничего не бывает, кроме осуществления созерцания (para to theoresai), в
то время как от деятельностей, состоящих в поступках, мы в той или иной
степени оставляем за собой что-то помимо самого поступка.
Далее, считается, что счастье заключено в досуге, ведь мы лишаемся
досуга, чтобы иметь досуг, и войну ведем, чтобы жить в мире. Поэтому для
добродетелей, обращенных на поступки, область деятельности - государственные
или военные дела, а поступки, связанные с этими делами, как считается,
лишают досуга, причем связанные с войной - особенно (никто ведь не
собирается (haireitai) ни воевать ради того, чтобы воевать, ни готовить
войну ради нее самой, ибо невероятно кровожадным покажется тот, кто станет
даже друзей делать врагами, лишь бы сражаться и убивать). И деятельность
государственного мужа тоже лишает досуга, потому что помимо самих
государственных дел он берет на себя господство (dynasteia) и почет, может
быть, даже счастье для самого себя или граждан, при том, что оно отлично от
[собственно] государственной деятельности; его-то мы и исследуем,
разумеется, как отличное [от политической деятельности].
Итак, поскольку из поступков сообразно добродетели государственные и
военные выдаются красотой и величием, но сами лишают досуга и ставят перед
собою определенные цели, а не избираются во имя них самих; и поскольку, с
другой ст

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110