Библиотека >> Никомахова этика

Скачать 194.29 Кбайт
Никомахова этика


Если бы, действительно, каждый из них желал того, [что получил, то каждый]
получил бы достаточно, но если один желал веселья, а другой - заработка и
одни имеет, что желал, а другой нет, при таких взаимоотношениях не будет,
пожалуй, ничего хорошего, потому что человек обращается за тем, в чем
нуждается, и, во всяком случае, ради этого он отдаст, что имеет.
Но кому же из двух установить стоимость: тому ли, кто первым расточает,
или тому, кто первым взял? Ведь тот, кто дает первым, [оценивать свое
даяние,] похоже, предоставляет другому. Говорят, это делал Протагор, ибо
всякий раз, как он обучил чему бы то ни было, он приказывал ученику оценить,
сколько, по его мнению, стоят [полученные] знания, и столько брал. В
подобных случаях некоторые довольствуются [правилом] "плати, сколько
спросят"; а на тех, кто, взяв сначала деньги, потом ничего из того, о чем
говорили, не делают, потому что их обещания были чрезмерны, - на тех,
разумеется, жалуются, ибо они не исполняют того, о чем было соглашение.
Софисты, вероятно, были вынуждены делать это, [т. е. брать, плату вперед],
потому что никто не дал бы денег за их знания. Так что на них, конечно,
жалуются как на людей, которые не делают того, за что взяли плату.
О расточающих первыми ради самих друзей в тех случаях, когда соглашения
о [взаимном] содействии не бывает, сказано, что они не вызывают жалоб (ибо
именно такова дружба по добродетели). А вознаграждение здесь должно
соответствовать сознательному выбору [того, кто дал первым], ибо
[сознательный выбор блага для другого] отличает друга и добродетель. Так,
видимо, должно быть и у тех, кто занялся сообща философией, [т. е. у
учителей и учеников], ибо здесь стоимость не измеряется в деньгах да и
равновеликого воздаяния (time), пожалуй, не существует, однако, быть может,
в этом случае достаточно того, что посильно, точно так, как и в отношении к
богам в родителям.
Но если даяние не такого рода, но предполагает [воздаяние], то прежде
всего нужно, наверное, чтобы обе стороны признавали воздаяние достойным, а
если этого не произойдет, то, по-видимому, не только необходимым, но и
правосудным покажется, чтобы тот, кто первым решил принять [услугу или
помощь], устанавливал [их стоимость]. Действительно, сколько один взял себе
в поддержку или сколько он согласился [отдать] за [полученное им]
удовольствие, столько, получив назад, давший первым будет иметь в качестве
стоимости, определенной тем, кто первым взял.
Оказывается, так бывает и при купле-продаже, и кое-где есть законы,
которые запрещают судебное разбирательство добровольных сделок (ta hekoysia
symbolaia), подразумевая тем самым, что с тем, кому оказал доверие, [сделка]
должна быть расторгнута на тех же основаниях, на каких вступили во
взаимоотношения. В самом деле, считается более правосудным, чтобы
[стоимость] установил тот, кому была предоставлена возможность [это
сделать], а не тот, кто ее предоставил. Ведь для большинства вещей владельцы
и желающие получить эти вещи назначают не равную цену, потому что свое
собственное, к тому же отдаваемое, каждому кажется стоящим много. Но
вознаграждение все-таки соответствует тому, сколько установят принимающие
[даяние]. Нужно, наверное, чтобы цену назначили не ту, что кажется достойной
владельцу, а ту, что он назначал, прежде чем стал владельцем.

2(II). Трудности заключаются и в следующих вопросах: предоставлять ли
все на усмотрение отца и во всем слушаться его, или же при недуге надо
верить врачу, а военачальником назначать способного вести войну? А также:
кому больше оказывать услуги - другу или добропорядочному человеку и что
важнее - воздать благодарность благодетелю или расточать [благодеяния]
товарищу, если и для того, и для другого [одновременно] нет возможности? Не
правда ли, нелегко точно определить все такие случаи? В самом деле, часто
они бывают отличны по самым разным признакам: по величине и ничтожности, по
нравственной красоте и необходимости.
Совершенно ясно, что не следует предоставлять все на усмотрение одного
и того же лица и что в большинстве случаев следует, скорее, воздавать за
благодеяния, нежели угождать товарищам, точно так же, как прежде, чем давать
товарищу, следует возвратить долг тому, кому должен.
Но может быть, так следует поступать не всегда. Например, следует ли
выкупленному у разбойников в свою очередь выкупить освободителя, кем бы тот
ему ни был, или отплатить ему, даже не попавшему в плен, но требующему
воздаяния, [когда] выкупить нужно отца? Не правда ли, принято считать, что
отца надо выкупить скорее, чем даже самого себя.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110