Библиотека >> Никомахова этика

Скачать 194.29 Кбайт
Никомахова этика


Но как человек редко бывает "божественным" (сравним это с обычным
обращением лаконцев: когда они кем-то восхищены чрезвычайно, они говорят
"божеский муж"), так редко встречается среди людей и звероподобный, причем
главным образом среди варваров, да еще рождаются такими из-за болезней и
уродств; и мы клеймим этим [словом] тех между людьми, кто от порочности
преступает [всякую] меру.
Но об этой наклонности нам надо будет упомянуть позже, а о порочности
было рассказано ранее, [теперь же] надо сказать о невоздержности,
изнеженности (malakia) и избалованности, (tryphe), с одной стороны, и о
воздержности - с другой. Дело в том, что ни тот, ни другой склад [души]
нельзя представлять тождественным соответственно с добродетелью или
испорченностью, ни отличным по роду. Как и в других случаях, [нам] нужно
изложить, что людям кажется, и, разобрав сначала спорные вопросы, показать
таким образом по возможности все заслуживающие внимания мнения (ta endoxa)
об этих страстях, а если не [все], то большую их часть и самые главные, ибо,
когда сложности будут разрешены и мнения, заслуживающие внимания, отобраны,
тогда, видимо, и [предмет] показан достаточно.

2. Принято считать, что воздержность (egkrateia) и выдержанность
(karteria) относятся к числу вещей добропорядочных и достойных похвал, а
невоздержность и изнеженность - к числу дурных и осуждаемых и "воздержный" -
это то же, что "придерживающийся расчета" (emmenetikos toi logismoi), а
"невоздержный" - "отступающий от расчета" (ekstatikos toy logismoy). И если
невоздержный, зная, что [поступает) дурно, тем не менее поступает [так] под
влиянием страсти, то воздержный, зная, что [его] влечения дурны, не следует
им благодаря [рас]суждению (dia ton logon). И с одной стороны,
благоразумного признают воздержным и выдержанным, а с другой - по мнению
одних, [воздержный и выдержанный] благоразумен во всех отношениях, а по
мнению других - не во всех; и если одни смешивают распущенного с
невоздержным и невоздержного с распущенным, то другие их различают. О
рассудительном же иногда говорят, что он невоздержным быть не может, иногда
- что иные, будучи рассудительными и одновременно изобретательными,
невоздержны. И наконец, говорят о невоздержных в порыве ярости, (в жажде]
почестей и наживы.
Вот что, стало быть, говорится обычно.

3(II). Пожалуй, возникнет вопрос, как [можно], имея правильные
представления, вести невоздержную [жизнь]. По этому поводу некоторые
говорят, что "знающий" (epistamenos) не способен быть [невоздержным], ведь
нелепо, по мысли Сократа, если, несмотря на имеющиеся у человека знания
(epistemes enoyses), верх [в нем] одерживает нечто иное и таскает [его за
собою], как раба. Сократ ведь вообще отстаивал разумность (logos) так,
словно невоздержности не существует: никто, дескать, не поступает вопреки
тому, что представляется наилучшим, а [если поступает, то] только по
неведению. В таком виде это учение явно противоречит очевидности, и надо
исследовать [вопрос] о страсти: если она [бывает] по неведению, то что это
за неведение такое [?] Ведь понятно, что ведущий невоздержную [жизнь] все же
не думает (так жить], прежде чем оказался охвачен страстью.
Некоторые в одном соглашаются с [Сократом], а в другом нет, а именно:
соглашаются, что ничего нет выше знания; но что никто не поступает вопреки
тому, что показалось наилучшим, не соглашаются. И потому они утверждают, что
невоздержный одержим (krateisthai) удовольствиями как имеющий не знание, а
только мнение. А если это в самом деле только мнение и не [точное] знание и
если удовольствию и страсти противодействует не четкое представление, а
смутное, как у нерешительных, то можно посочувствовать тому, кто не
придерживается (me menein) этих [мнений и представлений] перед лицом сильных
влечений. Но испорченным не сочувствуют, так же как всему прочему, что
достойно осуждения.
Тогда рассудительность, может быть, противостоит [влечению]? Ведь она в
нас - самое сильное. Но и [такое предположение] нелепо: ибо тогда один и тот
же человек будет одновременно рассудительным и невоздержным, между тем
никто, пожалуй, не станет утверждать, что рассудительному свойственно по
собственной воле совершать самые дурные поступки. Кроме того, прежде уже
было показано, что рассудительный как имеющий дело с последними данностями
есть [человек] поступков (praktikos), обладающий и другими добродетелями.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110