Библиотека >> Никомахова этика

Скачать 194.29 Кбайт
Никомахова этика


Так что мужественные совершают поступки во имя прекрасного, а ярость
содействует им в этом; что же до зверей, то они [приходят в ярость] от
страдания, т. е. получив удар, или от страха, потому что, когда они в лесу,
они не нападают. Разумеется, не мужественны они, когда, не предвидя ничего
страшного, гонимые болью и яростью, бросаются навстречу опасности. В
противном случае мужественными, пожалуй, окажутся даже голодные ослы, ведь
они и под ударами не перестают пастись, да и блудники, повинуясь влечению,
совершают много дерзкого. Но мужество от ярости, похоже, самое естественное,
и, если добавить сознательный выбор и [прекрасную] цель, это и будет
[истинное] мужество.
Гнев, конечно, причиняет людям боль, а месть доставляет удовольствие,
но кто лезет в драку из таких [побуждений] - драчун (makhimos), а не
мужественный, ибо он поступает так не потому, что это прекрасно, и не
потому, что так велит суждение, а движимый страстью; однако что-то очень
похожее на мужество у него все же есть.
Не мужествен, разумеется, и тот, кто самонадеян (eyelpis): в опасностях
ему придает отваги то, что он часто и над многими одерживал победу, а похож
он на мужественного потому, что и тот и другой отважны. Но если мужественный
отважен по названным выше причинам, то этот потому, что уверен в своем
превосходстве и в том, что ничего [дурного] испытать не придется. Так же
ведут себя и упившись пьяными, потому что становятся самонадеянны. Но когда
обстоятельства для них неблагоприятны, они обращаются в бегство.
Мужественному свойственно выносить являющееся и кажущееся страшным для
человека потому, что так поступать прекрасно, а не [так] - позорно. Вот
потому и считается, что более мужествен тот, кому присущи бесстрашие и
невозмутимость при внезапных опасностях, а не предвиденных заранее. Ведь как
мы знаем, [источник мужества] - это скорее [нравственные] устои, так как при
подготовленности [мужества] меньше. При опасностях, известных заранее, выбор
можно сделать по расчету и рассуждению, но при внезапных - согласно устоям.
Мужественными кажутся и те, кто не ведает об опасности, и они очень
похожи на самонадеянных, однако хуже последних, потому что не имеют [высокой
само]оценки (axioma), а те имеют. Именно в силу такой [самооценки
самонадеянные] известный срок держатся, те же, кто - в силу заблуждения,
поняв, что [дела обстоят] иначе, чем они предполагали, обращаются в бегство,
как и произошло с аргивянами, которые напали на лакедемонян, думая, что это
сикионцы.
Итак, сказано и о том, каковы разновидности мужественных, и о том, кого
принято считать мужественными.

12 (IX). Мужество связано с тем, что внушает отвагу и страх, но оно
связано с тем и другим не одинаково, но больше - со страшным. В самом деле,
кто невозмутим в опасностях и ведет себя как должно, более мужествен, чем
тот, кто мужествен при обстоятельствах, придающих отваги. Как уже было
сказано, мужественными почитаются за [стойкое] перенесение страданий. Вот
почему мужество сопряжено со страданиями и ему по праву воздают хвалу; в
самом деле, переносить страдания тяжелей, чем воздерживаться от
удовольствий.
Впрочем, цель, достигнутая мужеством, пожалуй, доставляет удовольствие,
но она не видна за тем, что вокруг, как бывает хотя бы на гимнастических
состязаниях; цель кулачных бойцов, ради которой [бьются}, - венок и честь -
доставляет удовольствие, но получать удары больно, раз плоть живая, и
доставляет страдания, как и всякое напряжение; и вот, поскольку этого много,
а то, ради чего [состязаются], незначительно, кажется, что у них нет
никакого удовольствия. Если так и с мужеством, значит, смерть и раны
принесут мужественному страдания, причем против его воли, но он вынесет их,
так как это прекрасно и так как не вынести позорно. И чем в большей степени
он обладает всей добродетелью и чем он счастливее, тем больше он будет
страдать, умирая, ведь такому человеку в высшей степени стоит жить и он
лишает себя величайших благ сознательно, а это мучительно (lyperon). Но он
от этого ничуть не менее мужествен, а, может быть, даже более, потому что
столь [великим благам] предпочитает нравственно прекрасный [поступок] на
войне. Да и не для всех добродетелей удовольствие от их проявления имеет
место, разве только в той мере, в какой достигается цель. Но ничто не
мешает, наверное, чтобы самыми лучшими воинами были не такие, а менее
мужественные люди, которые, однако, не имеют никакого другого блага; ведь
они готовы к риску и меняют жизнь на ничтожную наживу.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110