Библиотека >> Никомахова этика

Скачать 194.29 Кбайт
Никомахова этика

Значит, и удовольствия не [одни и те же в этих
случаях], потому что удовольствия отстоят друг от друга так же, как то, что
их доставляет.
Далее, нет необходимости, чтобы существовало что-то другое, лучшее,
нежели удовольствие, в таком же смысле, в каком цель, по утверждению
некоторых, лучше становления. Дело в том, что удовольствия не являются
[процессами] становления и не все они сопровождаются становлением; напротив,
они являются деятельностями в смысле осуществленности и целью и сопутствуют
не становлению, а пользованию [тем, что есть]; и не для всех удовольствий
цель - это нечто отличное [от них самих], а только для тех, что бывают у
движущихся к восполнению естества. Вот почему неправильно говорить, будто
удовольствие это воспринимаемый чувствами [процесс] становления. Скорее,
следует определить удовольствие как деятельность сообразного естеству
[душевного] склада и вместо "чувственно воспринимаемой" назвать эту
деятельность "беспрепятственной". Впрочем, некоторые считают, что
удовольствие - это становление, так как [удовольствие] есть благо в
собственном смысле слова (kyrios agathon), они ведь полагают, что
деятельность представляет собою становление, но [на самом деле] это разные
вещи.
Сказать, что удовольствия дурны, потому что некоторые нездоровые вещи
доставляют удовольствие, - это то же самое, что сказать, будто здоровье
дурно, потому что некоторые вещи, полезные для здоровья, дурны для
на-живания денег. С такой точки зрения и то и другое, [т. е. удовольствие и
здоровье], дурно, но дурно все-таки не благодаря тому, [что это удовольствие
или здоровье], ведь и умозрение иной раз вредит здоровью. Ни
рассудительности и никакому [другому] складу [души] не служит препятствием
удовольствие, происходящее от них самих; [препятствует только удовольствие]
извне, ведь удовольствие от умозрения и учения заставляет больше заниметь-ся
умозрением и учением.
Отсюда, конечно, следует, что ни одно удовольствие не является делом
искусства, ведь ни в каком ином деятельном проявлении искусности тоже быть
не может, но [искусность существует только] в уменье, хотя искусство
приготовлять умащения или жарить пищу и кажется искусством удовольствия.
[Возражения], будто благоразумный избегает удовольствий, а
рассудительный ищет жизни, свободной от страданий, и что дети и звери ищут
удовольствий, - все эти [возражения] опровергаются одним и тем же
[рассуждением]. Уже ведь было сказано, в каком смысле всевозможные
удовольствия безусловно благие и в каком смысле они не благие. Выходит, что
последних ищут звери и дети, а рассудительный - свободы от страданий из-за
этих вещей; а именно, ищут удовольствий, сопряженных с влечением и
страданием, тем самым телесных (ибо они именно таковы), причем ищут
излишеств в них, из-за которых распущенный и является распущенным. По этим
же причинам благоразумный избегает этих удовольствий, хотя удовольствия,
свойственные благоразумному, тоже существуют.

14(ХIII). Все, однако, согласны, что страдание - зло и что его
избегают; оно является злом либо в безотносительном смысле, либо как
препятствие для чего-то. То, что противоположно вещам, которых избегают и
которые являются злом именно в тех отношениях, из-за которых этих вещей
избегают и из-за которых эти вещи - зло, является благом. Следовательно,
удовольствие с необходимостью есть некое благо. А тем способом, какой
применял Спевсипп, [вопрос] не решается. По его мнению, [удовольствие
противостоит страданию и отсутствию страдания] так же, как большее
противостоит меньшему и равному: ведь сказать, что удовольствие это и есть
разновидность зла, он все-таки не мог.
Ничто не мешает, чтобы высшее благо было разновидностью удовольствия,
пусть даже некоторые удовольствия дурны, подобно тому как [ничто не мешает,
чтобы высшее благо] было разновидностью научного знания (episteme tis), хотя
некоторые науки и дурны. Может быть, даже необходимо (раз уж для каждого
[душевного] склада существуют беспрепятственные деятельные проявления),
чтобы - [независимо от того], будет ли счастьем деятельное проявление всех
складов или (разумеется, при условии беспрепятственного [проявления])
какого-то определенного, - именно [деятельное проявление склада души] было
[чем-то] наиболее предпочтительным, а это и есть удовольствие.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110