Библиотека >> Никомахова этика

Скачать 194.29 Кбайт
Никомахова этика


Одинаково [нелепым] кажется как довольствоваться правдоподобными
рассуждениями математика, так и требовать от ритора строгих доказательств.
Всякий между тем правильно судит о том, в чем сведущ, и именно для
этого он добродетельный судья (agathos krites) Это значит, что
[добродетельный) в частном и образован применительно к частному, а вообще
[добродетельный] образован всесторонне.
Вот почему юноша - неподходящий слушатель науки о государстве: он ведь
неопытен в житейских делах (praxeis), а из них [исходят] и с ними [связаны
наши] рассуждения. Кроме того, покорный страстям, он будет слушать впустую,
т. е. без пользы, тогда как цель [данного учения] не познание, а поступки.
Неважно, впрочем, годами ли молод человек, или он юноша нравом, ибо этот
недостаток бывает не от возраста, а от того, что живут по страсти и [по
страсти же] преследуют всякую [цель]. Таким людям познание не помогает, так
же как невоздержным, но для тех, чьи стремления и поступки согласованы с
рассуждением (kata logon), знать подобные [вещи] будет в высшей степени
полезно.
Будем считать, что о слушателе, о способе доказательства и о самом
предмете для введения сказано [достаточно].

2(IV). Поскольку всякое познание и всякий сознательный выбор направлены
к тому или иному благу, вернемся опять к рассуждению: к чему, по нашему
определению, стремится наука о государстве и что есть высшее из всех благ,
осуществляемых в поступках (akrotaton ton prakton agalhon).
Относительно названия сходятся, пожалуй, почти все, причем как
большинство, так и люди утонченные называют [высшим благом] счастье, а под
благоденствием (to ey dzen) и благополучием (to ey prattein) подразумевают
то же, что и под счастливой жизнью (to eydaimonein). Но в вопросе о том, что
есть счастье, возникает расхождение, и большинство дает ему иное
определение, нежели мудрецы.
В самом деле, для одних счастье - это нечто наглядное и очевидное,
скажем удовольствие, богатство или почет - у разных людей разное; а часто
[даже] для одного человека счастье - то одно, то другое: ведь, заболев,
[люди видят счастье] в здоровье, впав в нужду - в богатстве, а зная за собой
невежество (agnoia), восхищаются теми, кто рассуждает о чем-нибудь великом и
превышающем их [понимание].
Некоторые думали, что помимо этих многочисленных благ есть и некое
другое - благо само по себе, служащее для всех этих благ причиной, благодаря
которой они суть блага.
Обсуждать все мнения (doxai), вероятно, бесполезно, достаточно обсудить
наиболее распространенные или же такие, которые, как кажется, имеют
известные основания (logon). Мы не должны упускать из виду, что рассуждения,
отправляющиеся от начал и приводящие к началам, различны. Платон тоже
правильно задавался этим вопросом и спрашивал, от начал или к началам [идет]
путь [рассуждений] - как на стадионе, бегут или от атлетов до меты, или
наоборот. Начинать, конечно, надо с известного, а оно бывает двух видов:
известное нам и известное безотносительно (haplos). Так что нам, вероятно,
следует все-таки начинать с известного нам. Вот почему, чтобы сделаться
достойным слушателем [рассуждений] о прекрасном и правосудном и вообще о
предметах государственной науки, нужно быть уже хорошо воспитанным в
нравственном смысле. В самом деле, начало [здесь] - это то, что [дано] (to
hoti), и, если это достаточно очевидно, не будет надобности еще и в "почему"
(to dioti). Такой, [воспитанный, человек] или имеет начала, или легко может
их приобрести. А тот, кому не дано ни того, ни другого, пусть послушает
Гесиода:

Тот наилучший над всеми,кто всякое дело способен.
Сам обсудить и заране предвидеть, что выйдет из дела.
Чести достоин и тот, кто хорошим советам внимает.
Кто же не смыслит и сам ничего и чужого совета
В толк не берет - человек пустой и негодный.

3(V). Продолжим рассуждение с того места, где мы отошли в сторону.
Видимо, не безосновательно благо и счастье представляют себе, исходя из
[собственного] образа жизни. Соответственно большинство, т. е. люди весьма
грубые (phortikotatoi), [разумеют под благом и счастьем] удовольствие, и
потому для них желанна жизнь, полная наслаждений. Существует ведь три
основных [образа жизни]: во-первых, только что упомянутый, во-вторых,
государственный и, в-третьих, созерцательный.
И вот большинство, сознательно избирая скотский образ жизни, полностью
обнаруживают свою низменность, однако находят оправдание в том, что страсти
многих могущественных людей похожи на страсти Сарданапалла.
Люди достойные и деятельные (praktikoi) [понимают под благом и
счастьем] почет, а цель государственного образа жизни почти это и есть.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110