Библиотека >> Проблема абсолюта и духовной индивидуальности в философском диалоге иалоге Н.О.Лосского, Б.П.Вышеславцева и С.Л.Франка.
Скачать 125.22 Кбайт Проблема абсолюта и духовной индивидуальности в философском диалоге иалоге Н.О.Лосского, Б.П.Вышеславцева и С.Л.Франка.
Лосскому были совершенно чужды проявления национальной ксенофобии и имперского превосходства, но его увлечение социалистическими теориями вовсе не носило характера противостояния существующему режиму, он никогда в жизни не проявлял радикальных взглядов в политике. Именно поэтому исключение студента Лосского из гимназии было весьма досадным казусом, обидной каверзой судьбы, поскольку даже и с очень большой натяжкой его нельзя было причислить к рьяным революционерам. В студенческой среде он числился на особом положении, был одинок и замкнут, почти не имел друзей. В отличие от товарищей, он в полной мере сохранял свою детскую религиозность. “Вечером перед сном я становился на колени и молился, что исполняли немногие из моих товарищей. Я внимательно следил за службою и хорошо знал порядок богослужения”7). Вполне уместно спросить, что же сбило с истинного пути столь усердного в обучении и вполне религиозного мальчика ? Увы, радикализация настроений в студенческой среде, повсеместное муссирование в прессе социальных конфликтов, имевших место в Российской империи, все это сыграло свою роль в формировании взглядов столь впечатлительного и чуткого юноши, каковым являлся Лосский. В результате Лосский получил “волчий билет”. “Проступок мой был ничтожен : он сводился к тому, что я читал произведения Писарева, Добролюбова, Михайловского, Вундта и беседовал о социализме и атеизме со своими товарищами и с бывшим волостным писарем”8) .
Однако тяга Лосского к образованию была столь велика, что он решает продолжить учебу за границей. Его поиски самостоятельных источников зароботков доходят до трогательного комизма - у одного из ремесленников он берет уроки делания чемоданов, обитых белою парусиною. С помощью контрабандистов, без заграничного паспорта, он пересекает границу и переезжает жить в Цюрих. Здесь, в среде русских эмигрантов, Лосский познакомился с работами Лассаля, Герцена и других радикально настроенных мыслителей . “Лекции на общественные темы, устраиваемые иногда эмигрантами и заканчивающиеся прениями, я посещал охотно, - пишет Лосский, - Как-то из Женевы приехал Плеханов и прочитал публичную лекцию. Его ораторский талант произвел на меня большое впечатление”9). Но пафос революционной деятельности, пропаганда социальной справедливости и беспощадной борьбы за светлое будущее угнетенных сословий ненадолго овладевает им, ибо, будучи по своей внутренней природе подлинным философом, он неуклонно двигался к осознанию Высшей справедливости, которую в более поздних своих работах, следуя изначальной и неизменной Традиции, будет именовать Божьей волей. Итак, разочаровавшись в революционном движении, Лосский перебрался в Берн и поступил на философский факультет университета. Вместе с тем, судьбе было угодно послать эмигранту Лосскому новое испытание и его духовное странничество усугубилось новым географическим скитальчеством - в один из дней на марсельском пароходе он отправляется в Алжир, намереваясь поступить там в университет. Столь экстравагантное на первый взгляд решение имело вполне банальное объяснение : будущему философу не хватает денег на обучение и он бежит из обеспеченной и гостеприимной Европы в нищую и негостеприимную Африку. “В моей голове зародился фантастический план. Я пришел к мысли, что в европейских колониях пропитание должно быть очень дешевым. Порывшись в энциклопедических словарях, я остановился на городе Алжире, как месте, где можно поступить в университет”10). Приведенная цитата, подкупающая своей наивностью и прямотой, звучит почти как исповедь Гулливера, однако, в отличии от известного литературного героя, Лосским двигала вовсе не страсть к знакомству с иноземными нравами и обычаями, а жажда познания, жажда прикасания к истине в ее бытийственной глубине. В Алжире неблагоприятно складывающиеся обстоятельства вынуждают Лосского поступить солдатом в Иностранный легион - науськиваемый хитроумным вербовщиком и вдохновленный примером старшего брата, который окончил курс Михайловского артиллерийского училища, он подписывает контракт о воинской службе рядовым на пять лет. “Маршировки и упражнения не утомляли меня, но мучительна была среда, грубоватая и совершенно лишенная умственных интересов, - откровенно высказывается Лосский о своем небольшом, но очень мучительном опыте воинской службы, - перспектива нескольких лет жизни вне умственных интересов начинала все более угнетать меня. Была у меня тетрадь в клеенчатом переплете, куда я записывал свои мысли. Опытный человек, заглянув в мою тетрадь, и познакомившись с этими моими рассуждениями, понял бы, что основные мои интересы лежат в области философии”11). Для того, чтобы изменить неумолимый ход событий и уклониться от поспешно взятых на себя обязательств по воинскому контракту, Лосский решается на крайний шаг, почти авантюру - он претворяется сумасшедшим и добивается медицинской комиссии. | ||
|