Библиотека >> Проблема абсолюта и духовной индивидуальности в философском диалоге иалоге Н.О.Лосского, Б.П.Вышеславцева и С.Л.Франка.
Скачать 125.22 Кбайт Проблема абсолюта и духовной индивидуальности в философском диалоге иалоге Н.О.Лосского, Б.П.Вышеславцева и С.Л.Франка.
Вышеславцев говорит о стремлении к абсолютизации ценности, как характерном свойстве человеческой психики. “Если абсолютирование не доходит до Абсолютного, то оно абсолютирует какую-либо конечную ценность или конечное бытие. На место Абсолютного воздвигается и д о л, или к у м и р , который есть мнимый Абсолют” 8). Лосский так поясняет процесс аксиологической аберрации : “находясь в состоянии отчуждения от Бога и от мира, человек имеет в своем сознании т о л ь к о о б р ы в к и м и р а, и рядом с ошибками знания совершает ошибки оценки : сосредотачиваясь на элементах мира и утрачивая надлежащую перспективу, он подменяет подлинную ценность предмета мнимою, воображаемою ценностью, и п е р е ж и в а е т ( курсив С.Д.) положительные чувства там, где были бы уместны отрицательные, или наоборот” 9). Вышеславцев пишет в своей работе “Вечное в русской философии” о том, что в любых философских системах во всех случаях существует постулат (допущение) признания истинной реальности за истинную ценность”. Таким образом, любая “теоретическая философская “спекуляция” превращается в практическую норму поведения”. Это явление Вышеславцев называет “спекуляцией на понижение”, и так иллюстрирует ее действие : "Если человек есть, в сущности, "только животное", то простая животная жизнь есть самое ценное, если сущность психической энергии есть сексуальность libido, то сексуальность есть самое ценное, и.т.д." 10). Противопоставляя спекулятивной философии и аксиологии христианское миропонимание, Вышеславцев пишет: “То, что в Божественном плане есть и с т и н н о- ц е н н о е, в человеческом плане преломляется как и с т и н н о-ж е л а н н о е. Христианская религия есть религия абсолютно-желанного: она обещает человеку все, чего он может поистине желать : блаженство, красоту, вечную жизнь, полноту Богообщения” 11). Лосский пишет о предельной самоценности Абсолюта, или Царства Божия, в котором “совмещаются все положительные ценности, и где н е т р а з д е л е н и я н а ц е н н о с т ь и б ы т и е,” 12) как о единственно возможном месте, в котором является "абсолютная полнота бытия". 3. Блаженство как критерий истинно ценного Стоит отметить, что Лосским предложен довольно оригинальный критерий для определения "абсолютной полноты бытия", как условия абсолютной ценности : “ симптом ее есть чувство совершенного удовлетворения, блаженство” 13). Состояние блаженства, как мы уже видели, было упомянуто и Вышеславцевым, и впоследствии мы сможем уяснить, что тяга к ощущению блаженства является непреложной, иногда осознанной, иногда латентной аксиологической мотивацией любого субстанциального деятеля. Переживание блаженства есть “неотчуждаемая испостась” ценности, да и сама ценность есть ничто иное, как способ п е р е ж и в а н и я ( во всяком случае, стремление к переживанию) наиболее желанного блаженного состояния, когда слово “благо” и “блаженство” становятся словами синонимами. В контексте обсуждаемых проблем можно привести следующий наглядный “эмпирический” пример : слиток золота не является ценностью для индивидуума до тех пор, пока он не вовлечен в систему социальных взаимоотношений. Вне системы товарно-денежных отношений слиток золота остается куском металла. По мере того, как этот благородный металл переплавляется в изделия, монеты, и.т.д., либо иным образом попадает в водоворот социальной жизни, он превращается в ц е н н о с т ь, то есть становится способным принести своему обладателю “переживание богатства", или “могущества”, ( в конечном счете, блаженства), что связано с индивидуальной психологией субстанциального деятеля. Вместе с тем, мы должны признать, что определенную категорию людей слиток золота может оставить совершенно равнодушными, как это довольно реалистично и художественно показал Л.Н. Толстой в своем рассказе “Два брата и золото”14). В этом субьективном, а точнее личностном предпочтении одних предметов другим и состоит “парадокс ценности”, дуализм мира действительности и мира ценностей, “священная тайна того что есть, и того, что должно быть” ( метафора В.Виндельбанда). Совершенно аналогично дело обстоит с духовными ценностями, направляющими нас к великой тайне постижения Абсолюта : отсутствие факта переживания не является подтверждением отсутствия ценностей как таковых, они могут не замечаться и оставлять нас равнодушными, в особенности тех людей, которые не способны видеть “надлежащую перспективу” ( метафора Лосского). Если материальные ценности, в той или иной степени, связаны с эгоцентрическими инстинктами субстанциального деятеля, то духовные ценности направлены на преодоление этих инстинктов. “Строение мира ценностей таково, что низшие ценности в большей степени обладают принудительной силой по отношению к человеческой воле, в то время как высшие ценности духа требуют морального усилия для их осуществления. | ||
|