Библиотека >> Проблема абсолюта и духовной индивидуальности в философском диалоге иалоге Н.О.Лосского, Б.П.Вышеславцева и С.Л.Франка.
Скачать 125.22 Кбайт Проблема абсолюта и духовной индивидуальности в философском диалоге иалоге Н.О.Лосского, Б.П.Вышеславцева и С.Л.Франка.
Н.О. Лосский “Воспоминания. Жизнь и философский путь” 1. Этапы скитаний Николай Онуфриевич Лосский родился в 1970 году, в ночь с 6 на 7 декабря ( по ст. стилю) в местечке Креславка ( ныне Краслава, Латвия) Витебской губернии. Среди его предков ( о чем, впрочем, свидетельствует и фамилия философа) были поляки, и в этом смысле Лосского можно считать “побратимом” Ницше и Достоевского, наличие польской крови в родословной которых является общеизвестным фактом. Однако, также как и Ф. М. Достоевский, ( чье творчество философ ценил очень высоко, и даже посвятил ему отдельную книгу ), Лосский в глубине души считал себя русским интеллигентом и голос польской крови не прорезался настолько, чтобы хотя бы в малой степени заинтересовать его судьбами и будущностью Речи Посполитой. Более того, будучи уже состоявшимся философом, Лосский ответил решительным отказом на предложение профессора Введенского устроить его на кафедре в Варшавском университете, считая “положение лица с полупольским происхождением, но решительно русским национальным сознанием особенно трудным в варшавском обществе”1). Предки Лосского по отцовской линии переселились в Белоруссию из Польши. Здесь род Лосских захудал, и документов о принадлежности к дворянству в семье уже не оказалось. Однако, как свидетельствуют исторические хроники, в 1461 году Краковский университет даровал степень бакалавра Николаю Лосскому, ставшему впоследствии каноником варшавской епархии, что само по себе является примечательным и весьма символическим фактом 2). Отец философа служил лесничим, а через год после его рождения стал приставом в Дагде, в том же Двинском уезде Витебской губернии. Как вспоминает Лосский, он был хлебосолом, любителем охоты и дружеских компаний. Мать философа, урожденная Пржиленская, была католичкой и жила заботами огромной семьи ( Николай был восьмым из 15 детей), многократно возросшими после внезапной смерти главы семейства, наступившей от разрыва аорты в 1881 году. Первые детские трагические впечатления надолго останутся в памяти Лосского. Вот как он напишет о похоронах отца : “Его хоронил друг нашей семьи отец Иоанн Гнедовский. Потрясающее впечатление произвели на меня удары комьев земли о крышку гроба, когда стали закапывать могилу”3). Не смотря на то, что Лосский в довольно позднем возрасте испытал подлинное обращение к Богу, обращение, которое преобразило его личность и развило в нем качества смирения и терпеливости, все его детство проходило в обстановке глубоко религиозной . Вот как он сам вспоминает об этом : “ Православный храм был от нас далеко, в 27-ми верстах в Креславке. Впервые я побывал в нем сознательно лишь когда мне было уже десять лет. Но зато у нас в Дагде был прекрасный каменный католический костел. По воскресеньям мы с матерью ходили туда слушать мессу. Благодаря этим впечатлениям детства и глубокой религиозности матери мне доступна интимная сторона не только православного, но и католического богослужения” 4). Лосский отмечает, что “никаких неудобств и соблазнов оттого, что мать была католичкою, а отец и все дети православными не было”. Он также пишет в воспоминаниях, что к Креславскому священнику, благочестивому и кроткому Иоанну Гнедовскому мать и все дети питали глубокое уважение и любовь. Вместе с тем, Лосский отмечает, что в его детской религиозности “тягостною стороною был мучительный страх ада и адских мук” 5). Толерантность и веротерпимость, столь глубоко свойственные Лосскому и столь часто проявляемые им в жизни, проявились и в его отношении к представителям другой конфессии, другого, гонимого и, увы, многими презираемого народа. “Видное место в укладе жизни нашего местечка и среди впечатлений моего детства занимали евреи, - пишет Лосский, - Привлекали к себе своеобразие их быта и наружности, живость характера, интенсивность умственной жизни, наличие духовных интересов вообще. Все эти впечатления детства поселили в моей душе симпатии к столь часто гонимому еврейскому народу, недостатки которого всем известны, а достоинства учитываются не в достаточной мере” 6). Несмотря на ограниченность средств, всех детей в семье будущего философа готовили к получению высшего образования. В 1881 году Лосский поступил в классическую гимназию в Витебске. Как и многие юноши того времени, он остро реагировал на проявления общественной несправедливости ( особенно на притеснения, которым подвергались в его краях поляки и евреи), увлекался социалистическими учениями, за пропаганду которых был исключен в 1887 году из гимназии без права поступать в другие учебные заведения. | ||
|