Библиотека >> Проблема абсолюта и духовной индивидуальности в философском диалоге иалоге Н.О.Лосского, Б.П.Вышеславцева и С.Л.Франка.
Скачать 125.22 Кбайт Проблема абсолюта и духовной индивидуальности в философском диалоге иалоге Н.О.Лосского, Б.П.Вышеславцева и С.Л.Франка.
Большевики принудили группу русских ученых, в числе которой были Лосский, Франк, чуть позже Вышеславцев покинуть границы России, охваченной пафосом социалистического строительства. Высылка, как наиболее радикальное решение "философской проблемы", была предопределена всем ходом новейшей истории, логикой революции. Накануне, в 1921 году, Н.О.Лосский, вместе с большинством сотрудников кафедры философии был уволен большевиками из университета, с характерной для того времени формулировкой :"за идеализм". Журнал "Мысль", который он редактировал, был закрыта его четвертый номер, готовившийся к выпуску - рассыпан.
Уволен “за идеализм”, - в этой емкой “классовой" формулировке, пожалуй, сокрыт смысл коллизии “профанного гуманизма” (метафора Франка), исповедуемого большевиками, и “конкретного идеал - реализма”, исповедуемого русскими философами, здесь обнаруживает себя конфликт не только двух мировоззрений, но и двух эпох - эпохи философского Ренесанса и эпохи триумфального шествия демонической власти, конфликт двух максим человеческого поведения. Однако, вопреки торжеству массового умопомешательства, русские философы своим личным примером утверждали нетленные идеалы, возвещая о торжестве вечных, вневременных идей, действуя независимо от контекста текущих событий. В этой связи можно сказать, что некоторые слова Н. О. Лосского становятся пророческими : “Идеальное бытие. Этим словом я обозначаю бытие, стоящее выше пространственно-временной системы смены событий". Начинается новый период скитаний, на этот раз вынужденных. Впрочем, настоящий философ имеет только духовную родину, и жизнь в любой из стран на этой Земле является для него скитанием. Как уже было отмечено, Лосский еще до революции испытывает глубокие богоискательские настроения. Трагические революционные события, социальные и психологические потрясения только усиливают их. Сын Лосского, Борис, был свидетелем духовного преображения своего отца. Он пишет : “Относительно постепенного возвращения отца к религии могу свидетельствовать о следующем : до Революции из всей нашей семьи в церковь не ходил только он один. Помню однако, что в революционную весну 1917 года, когда среди моих классных товарищей ( детей 11-12 лет ) стали подниматься разговоры о несуществовании Бога, что меня страшно огорчало, я уже знал хорошо, что за утешительными апологетическими аргументами надо было обращаться к отцу. Летом этого года, когда мы стояли на молебне , отец перекрестился и помню, что меня это поразило, как явление еще совсем непривычное. Говеть после тридцатилетнего перерыва начал он, может быть, на страстную неделю 1918 года и, во всяком случае, был на духу перед Пасхой 1919 года, у отца Иоанна Слободского ”24). Постепенно Лосский становится религиозным ортодоксом в аутентичном, позитивном значении этого слова. Пример неисповедимости Божьей воли и непредсказуемости человеческих судеб дает нам история воспитания и становления старшего сына Лосского - Владимира. Владимир Лосский, будущий известный богослов и философ, яркий представитель православной культуры, в 1919 году переживал кризис неверия. И именно Николай Лосский убедил сына не отвращаться от исповеди и причастия. В том же, 1919 году, Андрей Белый предлагает Лосскому прочитать публичную лекцию в основанной им Вольной Философской Академии ( Вольфил) на тему “Бог в системе органического миропонимания”. По всему Петербургу были расклеены объявления о лекции. Помимо интеллигентов, жаждавших “услышать лекцию против атеизма” в аудитории собралось множество матросов и красноармейцев. Окончание прений было весьма показательным : “ В заключение попросил слова матрос, один из тех, кого Троцкий назвал “краса и гордость революции”. “Профессор Лосский говорит о Боге что-то непонятное и ненужное. Где Бог ? - Бог - это я”, провозгласил он, тыкая себя рукою в грудь. “Боги - это они”, указал он на своих товарищей”25). Вне всякого сомнения, чтение лекций на религиозную тему не могло рассматриваться представителями советской власти как фактор, способствующий повышению уровня культуры красноармейцев. Осенью 1921 года Лосский, вместе с И.И.Лапшиным и большинством сотрудников кафедры философии, был уволен из университета “за идеализм”. Перенеся зимой 1922 года тяжелый приступ желчекаменной болезни, Лосский начал хлопотать о выезде на лечение в Чехословакию. Но судьба распорядилась так, что он попал в эту страну иным путем - вначале он был выслан в Германию. Из Берлина Лосский перебирается в Прагу, где он преподает в Русском университете. Теперь исследовательская деятельность мыслителя была направлена на создание этического раздела системы, который призван был дополнить ранее разработанные гносеологическое и онтологическое учения. В центре интересов философа оказались проблемы свободы, добра, противопоставления абсолютных и относительных ценностей. Ряд работ по этике, задуманных в пражский период были разработаны и опубликованы позже ( “Условия абсолютного добра. | ||
|