Библиотека >> Проблема абсолюта и духовной индивидуальности в философском диалоге иалоге Н.О.Лосского, Б.П.Вышеславцева и С.Л.Франка.
Скачать 125.22 Кбайт Проблема абсолюта и духовной индивидуальности в философском диалоге иалоге Н.О.Лосского, Б.П.Вышеславцева и С.Л.Франка.
Об этом же говорит и Лосский : “К сожалению, многие люди привыкли разуметь под словом субстанция пассивную подкладку, субстрат свойств, состояний, событий”, - и, продолжает философ, - чтобы подчеркнуть, что в моем понимании субстанции есть не только носитель своих состояний, но и т в о р ч е с к и й и с т о ч н и к и х (курсив С.Д.), я буду употреблять лучше слова с у б с т а н ц и о н а л ь н ы й д е я т е л ь” 28).
Спорность философского понятия “субстанции”, а также всякого рода неточности и несовпадения в определении данного понятия, заставляют нас прибегнуть к более адекватному термину, термину, который емко и всесторонне определяет эти самые “неотчуждимые” или аутентичные свойства ( качества ) субстанциального деятеля, и одновременно наглядно демонстрирует его зависимость и независимость. Это термин “энергия”. Энергия ( от греч. entrgeia - действие, деятельность) в физическом понимании есть общая количественная мера различных форм движения материи 29). Мы возьмем на себя смелость говорить о принципиально иной форме энергии - духовной и обьясним ее своеобразие чуть позже. Н.О. Лосским перечисляются “первозданные свойства всех тварных существ”, к которым он относит следующие характеристики: “они суть субстанциальные деятели, сверхвременные и сверхпространственные, обладающие с в е р х к а ч е с т в е н н о ю творческою силою, посредством которой они могут с в о б о д н о творить свою жизнь, именно творить свои проявления и действия, придавая им временную или пространственно-временную форму”30). Исходя из приведенного выше подробного описания качеств субстанциального деятеля, мы можем заключить, что субстанциальный деятель является частицей особого типа э н е р г и и, - частицей сверхкачественной ( превосходящей материальные качества - трансцендентной) Силы. Именно наличие этих трансцендентных свойств, или качеств позволяет нам сделать вывод о сосуществовании (антагонизме) двух видов энергий - материальной и трансцендентной (духовной). Свойства каждой из энергий имеют логически фиксируемые содержания, свои собственные характеристики. Материальная энергия - materia prima (лат. -“первоматерия”) есть вещественная энергия, субстрат, в котором мы можем наблюдать различные виды движения, подчиняющиеся всевозможным физическим законам. Духовная энергия - связана с Духом ( Абсолютом), а также с его эманациями - индивидуальными частицами Абсолюта, “духовными искорками”, которые Лейбниц называет “монадами”, а Н. О. Лосский - “субстанциальными деятелями”. При этом основным свойством духовной энергии является “жизненность”,( дух - дыхание), понимаемая, согласно Лосскому, как внепространственная и вневременная ( вечная ) т в о р ч е с к а я с и л а. “Чистый дух мой, он гость в этом теле земном”, “чистый дух, заключенный в нечистый сосуд”, - именно так определял антагонизм двух видов энергий - духовной и материальной - Омар Хайам. Креативный, деятельностно-преобразовательный элемент отличает дух, духовную “э н е р г и ю” ( не будь этого определения, мы бы сказали - “субстанцию”) от других видов энергии. Это наводит нас на мысль о превосходстве духовной энергии, ее максимальной усложненности и неисследованности, (нежели энергия материальная), о ее подчиненности принципиально другим ( металогическим) законам. Подобный взгляд на духовную и материальную энергию имеет глубокие философские корни, в том числе в учении ярких представителей средневековой восточно-христианской аскетики. Стоит, например, упомянуть о воззрениях Григория Паламы, известного учителя исихазма, и его тезисе “о различении сущности и энергии Бога”. “Согласно взглядам Паламы, Сущность пребывает в Себе и недоступна, энергии пронизывают мир и сообщаются человеку, однако таким образом, что простота и неделимость Божества при этом не нарушается - единство Сущности остается единством в многообразии энергий”31). Итак, Бог ( Абсолют ) является источником всех видов энергий - то есть Сущностью. Индивидуальные субстанциальные деятели (души) являются энергией Бога. Они наделены свободой, и в силу этого, могут отдаляться от Абсолюта и жить в “психо-материальном царстве” ( метафора Лосского ) 32), либо в Царстве Божьем - возвращаясь к Источнику энергии, Источнику их собственной силы. Материальная энергия (природа) также является энергией отделенной от Абсолюта (и в этом смысле “субстанцией”) и создается Абсолютом для того, чтобы отпавшие от Него субстанциальные деятели (души) сполна могли проявить свои многочисленные материалистические амбиции ( подражание деятельности и статусу Абсолюта, Его полной и исключительной независимости и самодостаточности). Субстанциальные деятели, свободно отпавшие от Бога, ведут жизнь в погоне за “относительными ценностями”( о чем более подробно мы будем говорить в следующей главе)33). Материальная энергия имеет свои качественные характеристики, противоположенные духовной : конечность, инертность, временность, и. | ||
|