Библиотека >> Проблема абсолюта и духовной индивидуальности в философском диалоге иалоге Н.О.Лосского, Б.П.Вышеславцева и С.Л.Франка.
Скачать 125.22 Кбайт Проблема абсолюта и духовной индивидуальности в философском диалоге иалоге Н.О.Лосского, Б.П.Вышеславцева и С.Л.Франка.
Л., “Реальность и человек”, М., 1997 г., С.19
15) Там же, С. 5 16) Там же, С. 13 17) Там же, С. 19 18) Там же, С. 15- 16 19 ) Франк С.Л., “Смысл жизни”, М., 1994 г.,“Смысл жизни”, сокровищница русской религиозно-философской мысли, общая редакция и составление Н.К.Гаврюшина, выпуск второй, С. 538. 20) Франк С.Л. “Духовные основы общества”, “Посев”, Нью-Йорк, 1988 г., С. 218. 21) Шпенглер О. “Закат Европы””Самосознание Европейской культуры 20-го века”, М., 1991, С. 35-36. 22) Соболев А. В. “ Философ -мудрец ( О своеобразии философии С. Л. Франка)” - вступительная статья к книге С.Л. Франка “Свет во тьме”, цит. по кн. “Свет во тьме”, Москва, 1998, стр. 7-8. 23) там же, стр. 8 24) “Сборник памяти Семена Людвиговича Франка”, Мюнхен, 1954, С. 4. 25) “Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии”,“Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия” - именно таковы полные названия работ Франка. 26) Шпенглер О. “Закат Европы”// Самосознание Европейской культуры 20-го века”, М., 1991, С. 36-37. 27) Франк С.Л. “Свет во тьме”, М. 1998, С. 100 28) Бинсвангер Л. “Воспоминания о Семене Людвиговиче Франке”// “Сборник”, С. 25 29) Арсеньев Н.С. “Раскрывающиеся глубины.//О философии С.Л.Франка”, “Сборник”, С.73 ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Решение проблемы с точки зрения философии религии. “Ибо Бог, превосходя мир и будучи сверхмерным, сотворил этот мир и в нем явил Себя; в Боговоплощении Он сам влил Свои силы в мир, и истина христианства, в которой мы узнали истинное обретение смысла жизни, есть не учение о трансцендентном и отрешенном от мира Боге, а учение о Боговоплощении и Богочеловечестве, о нераздельном и неслиянном единстве Бога и человека. Вся человеческая жизнь, просветленная своей связью с Богом и утвержденная через нее, оправдана; вся она может совершаться “во славу Божию”, светло и осмысленно”. С.Л.Франк “Смысл жизни”. 1. Что есть благо и кто есть Бог ? Во всех теистических религиях - как политеистических, так и монотеистических - Бог представляет наивысшую ценность, самое желанное благо. Сократовский вопрос “Что есть благо” представляется нам вопросом нестареющим, актуальным для всех времен и всех философских направлений. Исходя из посылки, что “благо” одновременно является и гипостозированной универсальной философской категорией, имеющей несколько уровней постижения, и Высшей Духовной реальностью, мы можем констатировать, что рассматривать категорию Абсолютного допустимо лишь на основе безусловно-положительного решения четвертой кантовской антиномии “чистого разума”, предполагая некую изначальную причину творения, лежащую вне этого мира и ипостасно проявляющуюся в нем. Такое положительное решение четвертой кантовской антиномии позволяет не истощать интеллектуальный потенциал в доказательстве того, что должно быть принято либо как данность, исходя из неких первичных самоочевидных (аподиктических) предпосылок, либо на веру. Подобная презумпция есть своего рода “экономия мышления”, она дает возможность направить наше внимание на проникновение в природу Бога (Абсолюта). По мере того, как Абсолют, Высшая Духовная реальность, открывается нам, мы становимся способны осознать, что что только Он и именно Он является высшим благом, более того - это есть “е д и н с т в е н н о е настоящее, а не мнимое и иллюзорное благо” 1). Поэтому, коль скоро мы ведем речь о “философии религии”, наиболее значимым вопросом для нас является следующий вопрос : можно ли считать каждое из многочисленных религиозных восприятий адептов той или иной теистической доктрины, той или иной конфессии восприятием Абсолюта, Summum bonum? Н. О. Лосский пишет, что в религиозном опыте абсолютная полнота бытия дана как Бог. “Бог есть абсолютное совершенство: бытие Его содержит в себе абсолютное самооправдание, безусловное право на предпочтение всему, Бог есть то, чему безусловно стоит быть” 2). В таком определении русского философа понятие “Бог” тождественно понятию “Абсолюта”. Абсолют (лат. absolutus - безусловный), представляет собой абсолютный синтез всех содержаний сознания, но вместе с тем, в силу Своей сверхкачественной природы, превосходит все эти содержания. Одной из характеристик Абсолюта является его, восходящая к аристотелевской концепции “Перводвигателя”, тотальная индетерменированность. Являясь причиной всего остального, причиной всех причин, абсолютным каузальным фактором как феноменального, так и трансцендентного мира, Абсолют, вместе с тем, есть единственная причина Самого Себя, Своего Собственного бытия, о чем будет представлен более подробный анализ, в соответствующей главе об онтологической природе Абсолюта. | ||
|