Библиотека >> Проблема абсолюта и духовной индивидуальности в философском диалоге иалоге Н.О.Лосского, Б.П.Вышеславцева и С.Л.Франка.
Скачать 125.22 Кбайт Проблема абсолюта и духовной индивидуальности в философском диалоге иалоге Н.О.Лосского, Б.П.Вышеславцева и С.Л.Франка.
О. , "Свобода воли", Избр. , стр. 544
20) Вышес лавцев Б. П. , ЭПЭ, стр. 61 21) В 1930 году в Париже изда-во Ymca-pess выпустило книгу "Откровенные рассказы странника духовному своему отцу", с предисловием Б. П. Вышеславцева. В данной книге (первое изд. 1881 г. ) собран огромный материал о практике умной молитвы. Из современных изданий на эту тему см. например Позов А. , "Сокровище ума и сердца. Молитвенно-аскетический опыт древней церкви", Воронеж, 1996 год, статья 22) Вышеславцев Б.П., ЭПЭ, стр. 62 23) там же, стр.57 24) там же, стр. 58 25) Франк С. Л. “ Свет во тьме”, стр. 85 26) Вышеславцев Б. П., ЭПЭ, стр. 64 27) там же, стр. 68 28) там же, стр. 63 29) там же, стр. 64 30) Там же, С. 57 31) Франк С.Л. “Реальность и человек”, С. 278 32) Там же 33) Новиков А. И. “История русской философии”, С.-П., 1998 г., стр. 204 34)Лосский Н. О. , "История русской философии", М. , "Советский писатель", 1991 г. , стр. 29О-291 35) Лосский Н.О. “Теория знания С.Л.Франка”, Сборник памяти Франка, Мюнхен, 1954 г., С.140 36) Вышеславцев Б.П. , ЭПЭ, С.48. 37) Лосский Н. О. “ Мир как органическое целое”, стр. 396 38) Франк С. Л. “Душа человека”, цит. по кн. “Реальность и человек”, М., 1997, стр. 137 39) там же, стр. 139 40) Даль В., “Толковый словарь живого великорусского языка”, М., 19994 г., т. 1. , С.529 41) Вышеславцев Б.П. “Памяти философа-друга”, Сборник памяти Семена Людвиговича Франка, Мюнхен, 1954, С. 40-41. 42) Фромм Э., “Искусство любить”, цит по изд. Э.Фромм “Душа человека”, М., 1992 г., С.150 43) Лосский Н.О. “Теория знания С.Л.Франка”, Сборник памяти Франка, Мюнхен, 1954 г., С.135 ГЛАВА СЕДЬМАЯ. Онтологический аргумент. “Если такое абсолютно совершенное бытие не существует изначально, то и в будущем путем ми- ровой эволюции оно никогда не возникнет : немыс- лимо и противоречиво утверждение, будто из ограни- ченных несовершенных существ может выработаться Существо Всемогущее, Всесовершенное, возникшее во времени и раньше во времени не существовавшее”. Н.О.Лосский "Достоевский и его христианское миропонимание" 1. Время и вечность как полярные характеристики двух видов бытия. В своей работе “Достоевский и его христианское миропонимание” Н. О. Лосский, подвергая философскому анализу роман великого русского писателя “Идиот”, отмечает удивительную прозорливость князя Мышкина ( Достоевского), которому “принадлежит тонкое наблюдение, что у атеистов нет доказательств небытия Бога и, когда они пытаются их привести, они “не про то” говорят”1). Данное “тонкое наблюдение”, отмеченное философом, очень хорошо обнаруживает себя, когда атеистам, или материалистам, предоставляется слово для высказывания всевозможных “версий”, или “гипотез” о происхождении мира. Отрицая, как таковую, возможность создания Богом мира “ из ничего”, атеисты, в свою очередь, создают мир именно “из ничего”, отрицая какую-либо изначальную причину, стоящую вне мира. Если допустить, что мир зародился сам собой, спонтанно и самопроизвольно, то глупо искать и анализировать законы его дальнейшего развития - будь то законы нравственные, или физические. С другой стороны, даже такое допущение “трансформации пустоты” все же зиждется на элементе н е п о с т и ж и м о с т и и необъяснимости, ибо любое самозачатие есть воистину логически необъяснимая вещь. Там, где начинается “непостижимость” - заканчивается “чистая” наука. Это, по Лосскому, Вышеславцеву и Франку область религии. Что же касается мнения русских философов по указанному вопросу о происхождении универсума, то они предлагают иную онтологическую парадигму, и, соответственно, иную модель зарождения мира, опираясь на слова Священного писания. Христианская теология возвещает, что райское существование протекало вне сущностных изменений человека, т. е. вне Истории, а сама История начинается именно с момента грехопадения, неповиновения Божественной воле, после которого человек низвергается в поток времени, становится смертным. “И выслал его Господь Бог из сада Эдемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят". (Бытие, 3. 23. ) Не случайно, что у отцов церкви происходит отождествление меры времени ( лат."seculum" столетие) с понятием мира, мирского существования ( позднелат. | ||
|