Библиотека >> Проблема абсолюта и духовной индивидуальности в философском диалоге иалоге Н.О.Лосского, Б.П.Вышеславцева и С.Л.Франка.
Скачать 125.22 Кбайт Проблема абсолюта и духовной индивидуальности в философском диалоге иалоге Н.О.Лосского, Б.П.Вышеславцева и С.Л.Франка.
Описать логику второго трансцендирования невозможно. И если бы Вышеславцев попытался это сделать, то в ту же секунду он бы перестал быть философом. Но о том, что открывшееся ему в итоге является не “ничто”, сопровождающееся “страхом”, а сам Бог, всемогущий и милостивый свидетельствуют не столько прямые его об этом декларации, сколько сама “грация” движения его мысли и то чувство духовного подъема, которое неизменно переживает читатель во время общения с запечетленной в текстах личностью Б.П. Вышеславцева. В заключение хотелось бы привести один примечательный отрывок из философско-мемуаристических заметок В.В. Розанова, объединенных им в книгу “Опавшие листья”. Розанов пересказывает свой диалог с другом - публицистом Романовым И.Ф., высказавшим довольно любопытную мысль, интуитивно посещавшую и самого философа : “Б и о г р а ф и я человека и л и ц о его, - его физика и вместе дух, - имеют ф о к у с, д о которого все идет, расширяясь и вырастая, а п о с л е которого все идет, умаляясь и умирая этот фокус то приходится на молодые годы, - и тогда человек недолго проживет ; то - лет на 40, и тогда он проживет нормально; то на позже - даже за 50 : и тогда он проживет очень долго. “Жизнь в г о р к у и с г о р к и”. И естественно - в ней есть кульминационный пункт. Но это - не “вообще”, а имеет выражение себя в серии меняющихся лиц человека, из которых только об о д н о м лице можно сказать, что т у т и в э т и с в о и г о д ы он ...”достиг себя”21). Б.П. Вышеславцев опубликовал книгу “этика преображенного Эроса”, которую, без сомнения, можно считать вершиной его творчества, в возрасте 54-х лет. Его путь в философию, также как и у Лосского и Франка, только, пожалуй, в еще большей степени - путь поздний, ему предшествовали долгие поиски средств к самовыражению и к “достижению себя”. И, вместе с тем, само творчество Вышеславцева, также как и творчество его гениальных современников Лосского и Франка, убедительно доказывает, что подлинны “фокусом”, высвечивающим нашу индивидуальность, наше своеобразие и наше в е л и ч и е можно считать фокус в свете Абсолюта,или Бог, который Сам по Себе есть свет не объятый тьмой. Такую позицию следовало бы назвать духовным акмеизмом, поскольку она утверждает, что п о с л е встречи с Абсолютом, как Высшей Личностью уже не будет никакого “умаления и умирания”, но лишь непрестанное “расширение и вырастание”, находящее свое отражение в глубокой и насыщенной эмоциональной духовной жизни, “сулящей величайшие откровения”. 1) Письмо П.И. Новгородцева к П.Б. Струве от 1923 года // ГАРФ, ф. 1946, оп. 1, е.х.857, л. 40-41 2) Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М. , 1996. - С.416. 3 ) Ильин И.А. Памяти П.И.Новгородцева. // Русская мысль. Берлин, 1924, №№ 1Х-Х11. - С. 270 - 271. 4) Франк С.Л. Онтологическое доказательство бытия Бога // Его же. По ту сторону правого и левого. Париж, 1972. - С. 119. 5) Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся. Лонодон. 1990. Т.1. - С. 261- 262. 6) Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М., 1994. - С. 56. 7) Франк С.Л. Сочинения, М., 1990. - С. 446. 8) Там же, стр. 466. 9) Вышеславцев Б.П. Указ. соч. - С. 58. 10) Флоренский П.А. Из богословского наследия // Богословские труды. Сб. семнадцатый. М., 1977. - С. 105. 11) Вышеславцев Б.П. Указ. соч. - С. 24. 12) Там же, С. 117. 13) Там же, С. 57. 14) Там же, С. 119. 15) Там же, С.118-119. 16) Там же, С. 124. 17) Там же , С.135. 18) Переписка из трех углов // История философии № 2, М., ИФРАН, 1998. - С. 117. 19) Там же, С. 133. 20) Там же, С. 150. 21) Розанов В.В. “Опавшие листья.//Короб второй и последний”, цит. по кн. Розанов В.В. “Уединенное”, М.,1990 г., С. 220 ГЛАВА ТРЕТЬЯ С.Л.Франк : в поисках идеального бытия. “Из существа того “умудренного неведения”, из которого истекают все мои мысли, само собой следует, что всякая философская система - а значит, и моя собственная - в качестве попытки рационально выразить сверхрациональное существо реальности должна пониматься только как приблизительное, схематическое и в лучшем случае лишь относительно верное отображение подлинной истины бытия. | ||
|