Библиотека >> Проблема абсолюта и духовной индивидуальности в философском диалоге иалоге Н.О.Лосского, Б.П.Вышеславцева и С.Л.Франка.

Скачать 125.22 Кбайт
Проблема абсолюта и духовной индивидуальности в философском диалоге иалоге Н.О.Лосского, Б.П.Вышеславцева и С.Л.Франка.

Угас он “безболезненно и мирно”, как-будто заснул.

     На могиле Н.О. Лосского водружен крест работы иконописца Леонида Александровича Успенского, с резными по дереву Распятием, образом Николая Чудотворца и надписью : “С в я т, С в я т, С в я т   Г о с п о д ь  С а в а о ф”. 

 

                              2. Сверхмировое начало и Личный Бог.   

   Если Б.П.Вышеславцев наиболее часто в своих работах упоминает термин “Абсолютное”, а С.Л.Франк “Непостижимое” ( заметим, что эти слова среднего рода, также как и платоновское “Единое”), то Лосский, характеризуя   некую трансцендентную реальность, наиболее часто в своих работах использует словосочетание “Сверхмировое начало”, увы, также относящееся к среднему роду. Однако, все трое русских философов, понимая недостаточность и условность данных выражений (или терминов), сами ежеминутно поправляют себя, используя более привычное и более емкое слово Бог в качестве характеристики того первоначала, которое стоит над миром, или, во всяком случае, творит видимый нами мир. Слово Бог мужского рода и одним из важных отличий от вышеприведенных терминов (Абсолютное, Непостижимое, Единое, Сверхмировое начало и. т. д.),   а также одним из важных “п р е и м у щ е с т в” данного  слова является то, что Бог “о д у ш е в л е н” он отвечает на вопрос “кто”, в то время как упомянутые термины отвечают на вопрос “что”. Мы говорим : “Что есть Абсолютное ? Что есть Единое ? Что такое Сверхмировое начало?”, и даже “Что есть истина ?”, и,  в то же время, вопрошаем “Кто такой Бог ?” Именно поэтому в представленной работе философским эквивалентом ( если так вообще позволительно выражаться) слову Бог выбрано слово Абсолют, которое, к счастью, является словом мужского рода.

  Итак, кто такой Бог ? Прежде всего Бог - это тайна. Это Его основная, аутентичная характеристика. В чем его тайна ? В том, что Он - личность. Все безликое и безличностное, неодушевленное и индифферентное не является тайной, оно вообще не в состоянии привлечь к себе какого-либо интереса, влечения, желания, то есть Эроса, ибо Эрос влечется только к личностному. Бог - это личность и это о б р а з, в то время как апофатическое “Единое” у Платона  есть прежде всего    н е и з о б р а з и м о е. В православном религиозном Откровении - и, соответственно, опыте - Бог изображается в виде Троицы, Трех Лиц, являя Собою идею Сверхличного начала, которому доступно и Личное бытие. Лосский очень тонко подмечает, что принципиально существуют только два пути приближения к этому Сверхмировому началу, или Богу :  “Богословы опознают это глубокое жизненное значение Троичности путем холодного философского размышления, а святые люди непосредственно переживают животворящий смысл догмата в своем религиозном опыте”35). Данную точку зрения можно считать отправной, все объясняющей и все расставляющей на свои места. Итак, с одной стороны - существует глубокий эмоциональный (экзистенциальный) опыт, характеризующий внутреннюю насыщенную духовную жизнь, подтверждающую непрестанное   моление, то есть  о б р а щ е н и е  к Богу, диалог с Богом ; с другой стороны - существует и холодное аналитическое “умствование”, претендующее на проникновение в тайну, без признания непостижимости  факта тайны.

      Лосский очень внимательно и благоговейно относится к опыту православных святых. Он отмечает, что Св. Сергий Радонежский построил на месте будущей обители первую церковь, посвятив ее Пресвятому Имени Живоначальной Троицы. Философ считает, что Троица является символом, или, лучше сказать, о б р а з о м    “е д и н с т в а   в л ю б в и” и добавляет : “дабы, взирая на этот образ, люди побеждали в себе ненавистное разделение мира”36). Лосский выражает уверенность, что Троичность как Любовь и как выражение с о б о р н о с т и Абсолютного субъекта была предметом непосредственного созерцания Св. Сергия Радонежского. Такая уверенность (или в е р а) философа означает, что он ставит конкретную духовную (религиозную) практику гораздо выше абстрактного Богопознания, основанного не на деянии, ( служении), а на размышлении. Только служение способно привести к непосредственному созерцанию Абсолюта, являющего Собою Высшую любовь.

     Весьма интересным представляется учение Лосского об индивидуальности. Поскольку Бог (Абсолют, Триипостасный Бог в православном каноне) обладает индивидуальностью (являя Себя в виде трех индивидуальных начал), постольку индивидуальность существует и в мире. В характеристике Абсолюта Лосский использует  термин “индивидуальное бытие”, и сам же поправляет себя, поясняя, что в категориях мирового порядка бытие Абсолюта не может быть выражено адекватно ввиду того, что слова “бытие”, “индивидуальный” и. т. п. употребляются в применении к  Нему в несобственном смысле, а лишь по аналогии. Отсюда и возникают другие, более органичные характеристики Абсолюта : “божественная полнота бытия”, “абсолютная полнота бытия”, “совершенная любовь” и др.

    Лосский выделяет три основных признака индивидуума (индивидуального существа) : единственность, незаменимость и неделимость.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66