Библиотека >> Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)

Скачать 312.37 Кбайт
Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)



Применительно к системе Лесьневского следует говорить о различных экземплярах одного и того же выражения, об эквиморфности терминов, но никогда о различных вхождениях одной записи как об одном и том же предмете; записи у Лесьневского не повторяются. В этой связи следует упомянуть факт, свидетельствующий о подобном понимании номинализма Лесьневского. Так предпринятая Б.Собоцинским реконструкция логики своего учителя насчитывала около тысячи страниц машинописи, а в монографии Лушея [1962] терминологические пояснения, уточняющие смысл используемых Лесьневским понятий, занимают 120 страниц. Только так понятый номинализм позволяет сохранить Лесьневскому установку на экстенсиональность и избежать интенсиональных контекстов. Поэтому, если теории Лесьневского преследовали различные цели, отмеченные выше, то в отношении их достижения, выразившегося в оформлении, существует единство: выражение существует, если оно сконструировано из ранее существующих записей или же является новой записью, построенной на основании принятых правил построения записей.[16]

Мереология не является логической теорией, а учением о частях (meros - по гречески - часть). Отметим ее особенности в сравнении с дистрибутивной теорией множеств. Когда говорится, что x принадлежит множеству X (в дистрибутивном смысле), то этим высказывается только то, что x обладает свойством X. В мереологическом понимании множество является "целым", коллективом или агрегатом, т.е. вполне определенным физическим объектом, составленным из частей. Например, польское общество как мереологическое множество состоит из живущих в Польше людей, различных общественных групп, составляющих польское общество и, наконец, из самого этого общества. Из этого следует, что одноэлементное множество идентично с самим элементом, что множество X может быть идентично множеству Y, хотя X и Y, вообще говоря, могут быть именами на первый взгляд различных предметов, что в Мереологии не существует пустых множеств, и наконец, что отношение "есть", или, в терминологии теоретико-множественной - "быть элементом", является отношением транзитивным для мереологических множеств и не транзитивным для множеств дистрибутивных.

Лесьневский полагал, что мереологическое понятие множества является интуитивно более "прозрачным", нежели понятие множества в дистрибутивном смысле. В частности, Лесьневский считал, что известное высказывание Г. Кантора, будто множеством является каждая величина, которую можно воспринять как целостность, не противоречит мереологической концепции множества и обвинял математиков в создании искусственных конструкций, которые должны согласовывать интуицию с дистрибутивным понятием множеств, но не делают этого. Так, например, когда в теории множеств определяется пересечение множеств как их общая часть, то для всеобщности конструкции принимается, что пересечение дистрибутивных (непересекающихся) множеств пусто. Таким образом, считает Лесьневский, математики выдумывают несуществующие вещи.([1927 ] , S.193 ) Он считал, что теорию множеств, которая удовлетворяет интуиции, следует построить на понятии множества в коллективном смысле. Таковой он полагал Мереологию.

На основании мереологической трактовки множества антиномия Рассела не возникает. Из значений терминов "класс" и "элемент" следует, что не существуют классы, не являющиеся собственными элементами, а поэтому и постановка вопроса, которая приводит к антиномии Рассела попросту не имеет смысла в системе Лесьневского.


§ 5. Онтология.


Эту теорию Лесьневский построил в 1919-1920 гг., т.е. после Мереологии, но перед Прототетикой. Сам автор Онтологию считал модернизированной традиционной логикой. Однако какой-либо явной связи Онтологии с фигурами и модусами силлогистики обнаружить не удается, если не считать таковой само суждение в форме "А есть b". Онтология не имеет какого-либо непосредственного соответствия в обычных логических системах и обычно определяется как исчисление имен, но одновременно она выполняет ряд функций, реализуемых исчислением предложений с кванторами.

Формально говоря, Онтология возникает в результате добавления к Прототетике функтора, характеризуемого дробью z\nn, т.е. функтора, образующего предложение от аргументов-имен, символов переменных категории имен, кванторов, связывающих переменные для имен, а также соответствующих аксиом и правил.

Генетически Онтология связана с Мереологией и может рассматриваться как синтаксический каркас последней, очищенный от "уточняющих" терминов, таких как "предмет", или задающих интерпретацию, которая менялась в различных модификациях Мереологии, при помощи терминов "класс", "множество", "ингредиенс", "элемент", или же термина, утверждающего свойство предмета "быть внешним". Намереваясь "опереться в своих исследованиях, проводимых при помощи "единичных" высказываний типа "А есть b", на какой-то отчетливо сформулированной аксиоматике", Лесьневский пишет, что "в то время [он] не признал бы достаточной для своей выше очерченной цели никакой аксиоматики, о которой бы

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180