Библиотека >> Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)

Скачать 312.37 Кбайт
Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)

Его тринадцатый тезис звучит так: Nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sensu, nisi intellectus ipse. (Нет ничего в разуме, чего ранее не было бы в чувствах, кроме самого разума).

[10] Достаточно заметить, что из 25 упомянутых тезисов 7 полностью посвящены метафизике, 3 касаются психологии, 4 - логики, а оставшиеся относятся к метафизике, этике и т.п.

[11] Для описания психических явлений Брентано использует понятия «внутреннего восприятия» (innere Wahrnehmung), «внутреннего опыта» (innere Erfahrung), «наблюдения« (Beobachtung). Термин «внутреннее восприятие» Брентано использовал исключительно для явлений, основанием которых является «внутреннее сознание». Психическая предрасположенность или психические состояния (psychischen Zustдnden)не принадлежат к сфере сознательного переживания, но принадлежат, согласно Брентано, к психическим явлениям. Поэтому отождествление понятия «внутреннего опыта» с понятием «внутреннего восприятия», как кажется, сомнительно, хотя отдельные исследователи, например, Р.Ингарден (Ingarden[1963]) это делают.Последовательно разделяли эти понятия К.Твардовский (Twardowski[1894]), Е.Утитц (Utitz[1956]), А.Кастиль (Kastil[1951]).

[12] В отечественной философской традиции понятию "внутренний опыт", как кажется, можно сопоставить с определенными оговорками понятие "внутреннего или духовного мира" индивида.

[13] Введенное Брентано различение физических и психических явлений, приведшее, в свою очередь, к различению внешнего и внутреннего опыта в последствиях далеко выходят за границы формальной классификации явлений и влечет многочисленные выводы гносеологического и методологического характера. На почве брентановской психологии выросли такие науки как феноменология, общая теория предметов и теория представлений. Можно даже утверждать, что очевидность и эмпирический характер философии Брентано оплодотворили начинания Венского кружка.

[14] Исследователи и приверженцы творчества Брентано согласны в том, что для многих своих утверждений Брентано не приводил четкого и достаточного обоснования, часто формулируя их поверхностно и фрагментарно (см. Utitz[1956], Kastil[1951]). Так, например, отсутствие четкости в терминологии объясняется тем, что понятие «предмета» у Брентано приводится в двойственной трактовке: в одном случае как предмет представления, например, тон, а в другом - как представление слышания тона (имманентный предмет). Временами Брентано оба эти понятия использует взаимозаменимо. Твардовский (Twardowski[1894]) считает, что причина этой двузначности находится в неразличимости понятий предмета представления и содержания представления.

[15] Этот гибридный семантически-онтологический понятийный лабиринт возник из-за различий в трактовке «предмета представления», что в последующем послужило причиной многочисленных полемик среди брентанистов. См., например, Blaustein[1928], Kastil[1951], а также пред. прим.

[16] В конце творческого пути Брентано уточнил понятие «предмета представления», сузив его объем до понятия «действительного предмета» (reale Dingen). Эта модификация философских взглядов Брентано известна как реизм.

[17] Тем самым Брентано инициировал пересмотр переживаемых сознательно психических феноменов, приведший к психоанализу Фрейда и Юнга. В частности, решающий шаг Фрейда состоял в том, что он подверг сомнению непременное осознание внутреннего восприятия.

[18] Последней философской системой в XIX ст. оказалась система Гегеля (1770-1831).

[19] Рецензия Дж.Мура появилась в "International Journal of Ethics", vol.XIV (1903). Цитата находится на S.123.

[20] B.Smith [1982],S.482.

[21] A.Kastil. [1951],S.9.

[22] Публикацию наследия Брентано начали его ученики О.Краус и А.Кастиль, а продолжила Фр.Майер-Хиллебранд. В настоящее время издано более 20 томов.

[23] Ф.Брентано происходит из старинного дворянского рода, жившего в Ломбардии и пользующегося сначала фамилией de Brenta. Одна из линий этого рода - Tremezzo -с XVII ст. была связана с Германией и дала много талантливых личностей. Франц Брентано был племянником известной поэтессы Беттины Брентано (фон Арним) и столь же известного поэта Клеменса Брентано, старшим братом выдающегося экономиста Луи Брентано.

[24] Личная встреча должна была произойти на юге Франции, но смерть Дж.-Ст. Милля воспрепятствовала осуществлению договоренности двух философов.

[25] В 1880 г. Брентано как бывший священник вследствие женитьбы был вынужден оставить кафедру в университете. В этой ситуации власти университета неоднократно пробовали обращаться к императору с тем, чтобы привлечь Брентано unico loco к занятию прежней должности. Однако vetoкесаря во имя христианской морали было непоколебимо. В качестве приват-доцента Брентано оставался в Вене до 1895 г.

[26] Они были опубликованы после смерти Брентано его учениками в виде первого, второго и третьего томов с комментариями О.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180