Библиотека >> Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)

Скачать 312.37 Кбайт
Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)

Элегантное представление семантических категорий по схеме функторы и их аргументы, данное Айдукевичем, как раз и демонстрирует синтаксические эквиваленты выделенных семантических свойств.

Концепция семантических категорий, введенная впервые Гуссерлем [1900], с формальной точки зрения была разработана Лесьневским. Желание Айдукевича использовать понятие семантической категории для классификации выражений естественного языка натолкнулось на многозначность этих выражений, а тем самым и невозможность их определения сугубо структурным методом, как это делал Лесьневский. Айдукевич [1934c] предлагает обратиться к значениям классифицируемых выражений. Понятие значения уточняется на основе термина "предложение", идентифицирующим признаком которого служит наличие оценки истинности. Понятие семантической категории теперь дается следующим пояснением: "Выражение А со значением а и выражение В со значением b принадлежат к одной семантической категории тогда и только тогда, если каждое предложение Za, содержащее выражение А, употребленное в значении а, после замены выражения А выражением В, употребленном в значении b и при сохранении оставшихся выражений в их первичных значениях и взаимных связях преобразуется в выражение, которое также является предложением, и если, vice versa, каждое предложение Zb после замены В на А (при аналогичных как выше предостережениях) также преобразуется в предложение" ([1934c], S.196). Легко видеть, что этот критерий является уточненным определением понятия категории по Гуссерлю.

Если вопрос о принадлежности предложения к одной семантической категории у Айдукевича не вызывает сомнений, то по поводу существительных, к которым традиционно относятся имена собственные, общие или единичные, возникают разногласия: следует ли имена, например, "Сократ" и "человек" относить к одной семантической категории, или к разным. Очевидно, что при замене слова "человек" в предложении "Каждый человек смертен" именем "Сократ" предложение "Каждый Сократ смертен" вызывает сомнение - является ли оно осмысленным предложением. На основании приведенного выше критерия принадлежности имен к одной семантической категории можно предположить, что имена существительные "человек" и "Сократ" принадлежат к различным категориям. Айдукевич рассматривает также случай, когда все имена принадлежат к одной категории, имея в виду воззрения Лесьневского, распространенные Котарбинским [1929] на естественный язык. Этот подход культивируется логиками, которые кроме единой категории имен различают также категорию предложений и неограниченную иерархию категорий функторов, "т.е. таких выражений, которые относятся к иным, или соединяя иные [выражения], образуют совместно с ними составные выражения с единым смыслом" ([1934c], S.198). Принимая на время анализа точку зрения Котарбинского на имена Айдукевич предлагает внимательнее присмотреться к функтору "есть" в предложениях типа "Сократ человек". Оказывается, что смысл функтора меняется в зависимости от смысла выражения, являющегося предикатом, что связано с аристотелевским разделением имен на такие, о которых нечто высказывается и они сами могут выступать в роли предиката, и таких, которые "не высказываются" ни о чем, но о них высказываться можно, например, о Сократе. Поэтому, считает Айдукевич, в языке Котарбинского возможна только одна семантическая категория функторов, образующих предложение из двух имен-аргументов, тогда как в языке Аристотеля функтор двух аргументов, образующий предложение, будет принадлежать к различным семантическим категориям.

Различие подходов Котарбинского и Аристотеля демонстрируется Айдукевичем при помощи схемы "функтор и его аргументы". Пусть в языке Котарбинского показателем семантической категории имен будет литера n, а категории предложений - литера z. В языке Аристотеля категория предложений также обозначается литерой z, но показателем имен, являющихся субъектами предложений и образующих замкнутую категорию - будет литера i, а показателем категории имен, способных выступать и в роли предиката суждения - литера g. Тогда в языке Котарбинского функтор, образующий предложение и соответствующий слову "есть", определенному для двух имен-аргументов, получит показатель z/nn. Однако в языке Аристотеля слово "есть" выступит в двойной роли: первый раз как функтор для двух аргументов-имен, первое из которых может быть только субъектом (с показателем i), а второе - обладающим способностью быть высказанным о чем-то (с показателем g), и тогда показатель связки имеет вид z/ig; второй раз слово "есть" выступит с такими именами, которые могут выполнять функции как субъекта, так и предиката и в этой роли его показатель обозначается z/gg. Примерами двойной роли слова "есть", приводимыми Айдукевичем, являются предложения "Сократ человек" (z/ig) и "собака - род животных" (z/gg). Таким образом, двойственное значение связки "есть" определяется различением имен на единичные и общие (Аристотель), или признанием в языке только единичных (не собственных) имен (Котарбинский). Понятию общего имени исторически соответствует понятие универсалии, которое Котарбинский вслед за Лесьневским в своем языке отвергает.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180