Библиотека >> Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)

Скачать 312.37 Кбайт
Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)

На принятие этого решения повлияли также успехи в разработкесемантической теории истины, поскольку открываласьвозможность создания эпистемологии на основе семантики sensustricto, в частности возникали условия эффективногооперирования понятием истины. В этом случае вопросистинности различных образов мира попросту оказывалсябесполезным.

Отход Айдукевича от радикального конвенционализмаобозначился, хотя еще довольно скромно, в 1935-1936гг. ([1935], [1936]), когда он, формулируя эпистемологическиевыводы, уже не использует понятия замкнутого и связанногоязыка. Все больший вес в работах Айдукевича начинаютприобретать эмпирические директивы значения, а в [1935a]вместо термина "образ мира" он использует выражение "мироваяперспектива" - понятие, которое значительно менее тесносвязано с языком, чем "образ мира". Окончательно радикальныйконвенционализм Айдукевич оставил лишь после войны, ноупреждая дальнейшее изложение его взглядов, необходимоотметить, что он никогда не менял убеждения, что язык играетсущественную роль в познании, а следы радикальногоконвенционализма можно обнаружить в дальнейшем еготворчестве.

Первое непосредственное обращение Айдукевича к вопросамсемантики произошло в 1936 г., на III Польском ФилософскомСъезде, а полный текст выступления был опубликован годомпозже в [1937]. В нем Айдукевич рассматривает использованиесемантики применительно к проблеме трансцендентальногоидеализма, берущей свое начало у Канта и продолженнойнемецкими романтиками вплоть до ее разработки в марбургскойи баденской школах. Трансцендентальный идеализм считаетреальный мир (как физический, так и психический) коррелятомсознания, но не коррелятом индивидуального сознаниясубъекта, наделенного психикой, а сознания вообще, некоррелятом субъекта психических переживаний, атрансцендентального субъекта. Айдукевич отмечаетнеопределенный характер терминов "сознание вообще","трансцендентальный субъект", введенных Кантом, а такжеподобное понятие единства, скрепляющее всю конструкциютрансцендентального идеализма. С развитием этой концепциипонятие трансцендентального субъекта отошло в тень и напервый план выдвинулось понятие функции этого субъекта,который стал представляться в виде "комплекса или системыпонятий и суждений". Теперь эти понятия и суждениятрансцендентального субъекта уже не являлись психическимиявлениями, но были (в марбургской и баденской школах)"понятиями и суждениями в логическом смысле". Проблемутрансцендентального идеализма Айдукевич рассматривает втрактовке Риккерта, принадлежавшего к баденской школе.Айдукевич следующими словами передает взгляды этогонеокантианца: "Он считает, что определенные, т.н.трансцендентальные нормы обладают абсолютными признаками. Отсогласованности с ними зависит истинность нашихсуждений. [...] Однако несмотря на это нельзядействительность считать коррелятом человеческих суждений,высказанных согласно трансцендентальным нормам, ибочеловеческие процессы суждения не исчерпывают всего, чтодиктуют нормы. Эти нормы выделяют определенную совокупностьсуждений в логическом смысле, не все из которых становятсясодержанием вообще чьих-либо процессов суждения. Итак, лишьмножество всех тех суждений в логическом смысле, продиктованных трансцендентальныминормами, и исчерпываетсовокупность истин. Это же множество суждений (в логическомсмысле), продиктованных трансцендентальными нормами, исоставляет этот трансцендентальный субъект, коррелятомкоторого только и должна быть, по мысли идеализма,действительность" ([1937], S.272). Резюмируя взгляды РиккертаАйдукевич приходит к выводу, что этот "трансцендентальныйсубъект познания" можно отождествить с совокупностьюистинных, т.е. продиктованных нормами суждений, независимоот того, высказывал ли какой-нибудь реальный субъект этосуждение, или же только представил его, или же вообще несовершал ни того, ни другого. Легко видеть, что Айдукевич"логический смысл" суждения перенимает у Больцано на манерего предложений-в-себе (Satze an sich) и в согласии сТвардовским видит в них результат процесса суждения. Нормыпознания Айдукевич интерпретирует как операции напредложениях, значениями которых являются суждения влогическом смысле (а не психологическом) и предлагает этиоперации отождествить с логическим выводом. Аксиомыопределяются посредством некоторых норм, а сами нормы,считает Айдукевич, можно затем отождествить саксиоматическими правилами смысла; другие нормысоответствуют дедуктивным правилам, а третьи - эмпирическимправилам. Все правила удается описать при помощи понятиялогического следования, что приводит к следующему обобщению:истинные (в смысле Риккерта) предложения - это предложения,являющиеся следствиями предложений, принятых в силуаксиоматических правил. Таким образом, истинное предложениедолжно быть выводимым предложением и это утверждение зависитот того, является ли обсуждаемый здесь язык полным. Если ондостаточно богат, то он не полон, в частности, не полон языкестественных наук, поскольку он содержит арифметикунатуральных чисел. Поэтому язык Риккерта также не полон, ибоон должен охватывать язык естественных наук.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180