Библиотека >> Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)

Скачать 312.37 Кбайт
Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)

Естественно было бы предположить, что действия подразделяются на эффективные и неэффективные относительно поставленной цели. Однако Котарбинский принимает не дихотомичное деление оценок, а трехчленное. Он рассматривает эффективные, неэффективные и контрэффективные действия. Определение эффективного действия было дано выше. Действие называется контрэффективным тогда и только тогда, когда оно затрудняет достижение поставленной цели. Возможны индифферентные действия относительно поставленной цели, которые не приближают к ней и не препятствуют ее достижению. Эти индифферентные действия и являются неэффективными. Оценки эффективности имеют градации. Котарбинский замечает, что оценкам эффективности и контрэффективности присущи градации, тогда как понятие неэффективной оценки абсолютно, ибо оно создает лишь видимость таковой.

Праксеологические оценки, подверженные градации, относятся или к действиям, или к результатам этих действий. Можно говорить о правильности, точности, четкости исполнения, об оперативности, предприимчивости, выносливости и многих прочих практических ценностях. Особое внимание Котарбинский уделяет экономичности и ее формам, прежде всего бережливости и производительности. Праксеологическая трактовка экономичности тем отличается от трактовки экономической (в смысле социальной или, как у нас было принято, политической экономии, т.е. денежной), что первая занимается всевозможными способами минимизации используемых средств для достижения некоторого результата (бережливость), или увеличения результатов при использовании одних и тех же средств (производительность), тогда как экономисты рассматривают бережливость и производительность лишь с точки зрения денежной экономии. Котарбинский рекомендует следующие приемы экономизации. Во-первых, необходимым условием экономичности является активность. Из этого положения следует, что пассивность является плохим помощником в стремлении достичь экономии: воздержание от действий может оказаться неэкономичным или контрэкономичным и лишь случайно экономичным. Активность предполагает, что зависимые от действующих субъектов процессы протекают запланировано, а субъекты имеют необходимую свободу действий. Во-вторых, обязательным является принцип минимальности вмешательства, предписывающий ограничивать до минимума вмешательство в естественный ход событий. Согласно этому принципу предполагается, в частности, такой подбор инструментов, который мог бы по возможности действовать самостоятельно, а активность субъекта состояла бы более в контролировании, чем в придании побуждающих к активности импульсов. Другим следствием этого принципа является создание т.н. свершившихся фактов, что предполагает допущение предварительных действий, являющихся на данной стадии менее дорогими, нежели прямые конструктивные действия. В соответствии с теорией свершившихся фактов для экономного достижения предполагаемого состояния вещей следует предварительно создать такую ситуацию, которая бы по возможности произвольно, т.е. с наименьшей степенью вмешательства способствовала достижению запланированного состояния. В некоторых случаях экономичность может быть достигнута не посредством действия, а через готовность к реализации действия. Этот эффект связан с правилом потенционализации, которое находит применение тогда, когда действие обходится дороже, чем готовность к его реализации. Например, готовность к обороне от нападения может оказаться наиболее эффективным способом достижения безопасности. Наконец, минимизация вмешательства достигается посредством замещения внешних действий внутренними, т.е. силовых действий - интеллектуальными.


§ 7. Этика Котарбинского


Этика Котарбинским понималась двояко: в широком смысле и узком [1948]. Этика в широком смысле или практическая философия решает задачи руководства духовной жизнью человека и включает: науку о счастливой жизни (евдаймонологию, фелицитологию) и науку об эффективности действий (праксеологию), а этика в узком смысле, т.е. собственно этика (моральная деонтология) является наукой о том, как жить так, чтобы называться порядочным человеком. Котарбинский замечает, что употребление термина «наука» в применении к практической философии может вызвать ряд оговорок. Он старательно разделяет фелицитологию, праксеологию и собственно этику от схожих рассуждений описательного характера о способах достижения счастья, эффективной практической деятельности или не значимых с моральной точки зрения поступков. В случае моральной проблематики Котарбинский описания называет наукой про обычаи. Практическая же философия представляет собой совокупность практических наук, а отдельные ее подразделения предназначены для рационального обоснования программ действий, направленных на удовлетворение житейских потребностей, эффективности и умения.

Этикой Котарбинский начал заниматься в самом начале своего творческого пути. Его диссертация была посвящена утилитаризму в этике Спенсера и Милля. Утилитаризм был модным течением в этике XIX ст., предписывающем представлять благо в виде суммы счастья всех людей.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180