Библиотека >> Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)

Скачать 312.37 Кбайт
Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)

В этом смысле хотя и снимаются все логические парадоксы, начиная с парадокса Эвбулида о куче песка (одна песчинка оказывается таким же песком, как и куча песка), все же остается вопрос формы и размеров агрегатов, весьма немаловажный для конструируемых материальных объектов, носящих одно и то же имя.

Тот факт, что в Варшаве рядом оказалось два ригористично настроенных формалиста -Лукасевич и Лесьневский,- обладающие прямо противоположными философскими взглядами на мир и язык, этот факт не мог не создать атмосферы творческого поиска среди их учеников-математиков. Математиков с философской родословной уже не заботило разделение процессов и результатов, ибо реальный мир был заменен математическими структурами, выбранными сознательно, в частности - бурно начавшими развиваться теорией множеств и топологией. Используя префиксную запись формул, отражавшую более результат логического вывода, нежели процесс, они заботились о соответствии формул языка логики формулам математики. Поэтому не удивительно, что понятия логической матрицы, а затем и модели, составившие ядро новой дисциплины - метаматематики появились в Варшаве.[5]

И наконец нельзя не выяснить один из вопросов из области истории идей, а именно - отношение Львовско-варшавской школы к неопозитивизму. С этой целью вернемся к истокам Школы и напомним, что в параграфе, посвященном Брентано, его творчество было локализовано в широко понимаемом позитивизме. Эта широта объясняется прежде всего тем, что к объектам эмпирического исследования был причислен язык, в частности суждение. В вопросе о природе суждения и проявляется дистинкция, разделяющая Львовско-варшавскую школу от венских неопозитивистов. Хотя этих последних также можно отнести к последователям Брентано, различие интенций философов Школы и Венского кружка позволяет четко отличить одних от других. По большому счету, предъявляемому историей философии, концепция науки в представлении венцев является досократовской, ибо идеалом точности их суждений являются протокольные предложения, описывающие эмпирию в узком смысле, в том смысле, из которого был исключен субъект. Так понимаемое суждение было вовсе не в духе работы Брентано "Об источнике морального познания" (1889).[6] Недаром в своей крайне заостренной версии концепция неопозитивистов стала называться физикализмом. Несмотря на то, что она опиралась на объективные знания, все же в ней не учитывалось, что знания эти были добыты субъектом познания.

Начиная с первых контактов Школы с Венским кружком польские ученые выразительно дистанцировались от узкоэмпирических взглядов своих коллег. Айдукевич [1934] писал: "Безоглядных сторонников Венского кружка в Польше нет, точнее я не знаю ни одного польского философа, который бы воспринял и присвоил тезисы Венского кружка; родство некоторых польских философов с Венским кружком заключается в подобии основной методологической позиции и близости рассматриваемых вопросов . Характерными чертами этой позиции следовало бы назвать, во-первых, антииррационализм, т.е. постулат узнавания только таких утверждений, которые обоснованы таким образом, что могут быть контролированы; во-вторых, постулат ясности понятий и точности языка. Кроме этих двух черт особенно следует подчеркнуть третью – усвоение понятийного аппарата логики и заметное влияние символической логики. Относительно же области исследований на первый план выходят вопросы, предметом которых является научное познание, т.е. проблематика т.н. метатеоретических исследований. С этим связана заинтересованность семантикой, имеющей свой источник в убеждении, что само познание удается исследовать только посредством рассмотрения его словесного выражения. В тесной связи с изложенным остаются вопросы оснований наук, т.е. уже не метатеоретическая, а интратеоретическая заинтересованность основными частями отдельных наук, особенно дедуктивных»(S.399)[7]

Не обсуждая отношение философов Львовско-варшавской школы к логическому позитивизму по существу, т.е. в вопросах концепции значения, концепции метафизики, позиции, согласно которой философия является логическим анализом языка науки, индукционизма, физикализма, аналитического характера логики и математики отметим лишь некоторые события, имеющие значение для истории философии. Так Моритц Шлик возглавил кафедру философии индуктивных наук в Вене в 1922 г. С этой даты начал формироваться Венский кружок. Известный манифест " Wissenschaftliche Weltauffassung. Der Wiener Kreis" увидел свет в 1929 г.[8] Становится очевидным, что отмеченные события произошли соответственно через 27 и 34 года после получения Твардовским кафедры во Львове. Приводя эти факты историк Школы Воленский [1985] заключает: "Следовательно, не может быть и речи о том, чтобы Львовско-варшавская школа была генетически связана с Венским кружком. Таким образом те, кто утверждает, что Львовско-варшавская школа была неопозитивистской должны подразумевать одно из двух: или она была таковой изначально, или же эволюционировала в направлении логического эмпиризма и под его влиянием" .

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180