Библиотека >> Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)

Скачать 312.37 Кбайт
Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)

[...] Когда я мысленно пробегаю свершения современной философии с того времени, когда Декарт хотел воздвигнуть на новых основаниях все человеческое познание и обосновал свое известное "cogito, ergo sum", а также сформулировал понятие "clarae et distinctae perceptionis", с того времени, когда Локк однажды вечером после неудачной метафизической дискуссии пришел к мысли исследовать источники уверенности и границы человеческого познания, а Юм и Кант, подхватив эту мысль, сделали ноэтические исследования осью своей философии, тогда я не могу противиться убеждению, что все это психологическое направление философской мысли приводит ее на бездорожье."[1907, S.53]

Психологизм был популярен в XIX ст. Несколько огрублено, он состоял в том, что провозглашал существование некоторых предметов в психике, в частности таких “неудобных” как понятия, суждения, числа, произведения искусств, законы и т.п. Познание этих предметов заключалось в познании неких психических актов, а психология таким образом становилась основой ряда наук. Психологизм был доминирующим течением до конца XIX ст. покамест в начале XX ст. в результате критики неокантианцев, подвергших сомнению психологическую интерпретацию своего учителя, он не уступил, сначала апсихологизму, а потом антипсихологизму, подготовившему почву эмпиризма для неопозитивистских претензий. Не в последнюю очередь психологизм был изжит также трудами Г.Фреге и Э.Гуссерля.

В начальном периоде Львовско-варшавская школа, продолжившая традиции брентанизма, находилась под влиянием психологизма. Первым, кто в этом интеллектуальном содружестве восстал против психологизма, был Я.Лукасевич. Его критика в работе “Логика и психология” [1907] относилась к психологизму, понимаемому как редукция логики к психологии. Сформулированные Лукасевичем аргументы против психологизма сводились к следующим положениям: а) психологические суждения, являясь всего лишь правдоподобными, не могут служить основанием для логических суждений, которые достоверны, поскольку достоверные суждения никогда не могут быть следствиями правдоподобных суждений; б) законы логики имеют смысл, отличный от смысла законов психологии, поскольку первые относятся к истине и лжи, а вторые - к отношениям и связям между психическими явлениями; в) несмотря на то, что логика является дисциплиной, изучающей условия правильного мышления, а мышление - это психическая деятельность, из этого не следует, что логика - это часть психологии или основывается на ней; с арифметикой или алгеброй ситуация аналогична, ибо хотя вычисления представляют собой психическую деятельность, все же законы математики относятся к связям между числами и прочими математическими объектами; г) путаница логики с психологией происходит, главным образом, из-за терминологических неясностей, поскольку в обоих дисциплинах используются одни и те же выражения, например, суждение, которое в психологии означает убеждение, а в логике - объективный коррелят психического акта.

Аргументы а) и б) Лукасевич заимствовал у Гуссерля.[1] Обсуждаемая здесь работа носит выразительные следы влияния творца феноменологии и поэтому небезынтересным может оказаться более позднее мнение Лукасевича. Он пишет: “Первый том логических исследований Гуссерля произвел во Львове огромное впечатление, особенно на меня. Уже давно я не любил психологизм, разрабатываемый Твардовским, сейчас я порвал с ним окончательно. Однако второй том логических исследований Гуссерля меня разочаровал. В нем опять содержалась какая-то туманная философская говорильня, которая отталкивала меня от всех немецких философов. Я удивлялся, что такое различие может возникнуть между двумя томами одного и того же произведения. Позже я убедился, что в первом томе логических исследований ко мне обращался не Гуссерль, только некто значительно больший, чем он, тот, кого Гуссерль использовал в своей книге, а был им Готтлоб Фреге”.[2]

После появления статьи Лукасевича ситуация очень быстро изменилась. Работа Лукасевича была принята доброжелательно в среде молодых философов, которым, начиная с 1906 г., он читал лекции по логике. К вопросу о психологизме Лукасевич вернулся в учебнике “Элементы математической логики”(1929), в котором атаковал т.н. философскую логику как конгломерат различных вопросов - эпистемологических, логических и психологических, приводящих к смешению предметов исследований отдельных наук. Много позже [1951а] Лукасевич подтвердил свое мнение о психологизме: “ То, что называется “психологизмом” в логике, -признак упадка логики в современной философии” (С. 48)

Представленный выше аналитический метод Лукасевич считал средством достижения целей в философии, в частности, в метафизике. К области исследования последней он относил наряду с "теорией целостности", "теорией последовательностей" также и "общую теорию необходимых отношений". Изучением "необходимых отношений - считает Лукасевич - до сих пор никто не пробовал систематически заниматься.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180