Библиотека >> Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)

Скачать 312.37 Кбайт
Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)

А это задача моралистики, которая предназначена пробуждать симпатию к этическому поведению и вызывать отвращение к поведению неэтическому. Вопросы морали Твардовский рассматривает во второй части своей «Этики», названной «Практическая этика или наука о добродетелях и обязанностях».

Создание эмоциональных и рациональных побудительных мотивов, предназначенных стимулировать этическое поведение, относится к таким сферам как педагогика, юриспруденция и религия. Фундаментом такого воспитания должно быть послушание и последовательность в поступках (действиях). Находящиеся в центре внимания воспитательных действий принципы носят, по мнению Твардовского, эмпирический характер и должны проистекать из наблюдений над жизнью общества и его потребностями, направленными на сохранение порядка и сотрудничества между людьми. Эти положения в тексте лекций подкрепляются примерами, почерпнутыми из жизни тогдашней Польши, причем Твардовский не скрывает свое негативное отношение к ее отрицательным сторонам, в частности неприязненного отношения к политическим программам социал-демократии в социальных вопросах.

Особую роль при формировании характера играет, по мнению Твардовского, притягательная сила личного примера. С точки зрения организации работы над собой Твардовский в лекциях подробно излагает жизненную программу Бенджамина Франклина (1706-1790).

Много внимания в рукописи лекций Твардовский посвящает обязанностям, которые человек возлагает на себя в связи с выработкой в себе добродетелей. Обязанности им разделяются на три группы: 1) по отношению к себе, 2) по отношению к окружающим, 3) по отношению к Богу. Подробно обсуждается лишь первая из них. К добродетелям этой группы относится владение собой, сдержанность, отвага, выносливость, покладистость. Среди обязанностей, связанных с умственной деятельностью человека Твардовский выделяет обязанность интеллектуального воспитания и заботу о воспитании эстетическом. Говоря об идеальном благе, предназначенном для себя и предполагающем заботу о нем, Твардовский называет достоинство, доброе имя, честь, благородство. Все анализируемые им обязанности (добродетели) должны обеспечить нормальное развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер жизни индивида, а также его сознательное и ответственное участие в жизни общества.





--------------------------------------------------------------------------------

[1] В 1997 г. увидели свет избранные работы К.Твардовского на русском языке. См. Твардовский [1997c].

[2] О влиянии Школы на начальном этапе творчества Бохеньский [1993] пишет: "Я никогда ни одной лекции какого-либо польского логика не выслушал, а если меня причисляют к этой школе, то это справедливо только в том смысле, что насколько мог, я принял господствующий в ней "стиль" мышления и изложения".(S.XII). Все же можно предположить, что будучи в 1920-1922 гг. студентом юридического факультета Бохеньский слушал лекции по философии К.Твардовского, которые читались всем слушателям гуманитарного отделения.

[3] Хотя Стефан Банах и состоял членом Польского философского общества, его активность в собрании была минимальна, о чем свидетельствуют протоколы заседаний. Можно предположить, что вступлением в Общество Банах обязан своему учителю - Хуго Штейнгаузу, который высоко ценил К.Твардовского.

[4] См. напр. WoleDski[1985a]

[5] Поиск центральной фигуры в Школе привлекает многих историков, и в первую очередь польских. Характерным вопросом, часто звучащим в беседах автора с польскими исследователями, является следующий: Кто был гением школы? Чаще всего звучат имена Лесьневского, Лукасевича, Тарского, но примечательно, что никогда не называется имя К.Твардовского.

[6] Библиографические ссылки приводятся в виде фамилии автора данной работы и года ее издания, за исключениемсборников; в первом цитировании ссылка дается полным титулом, а далее - в соответствующем сокращении. Как правило, год издания приводится по первому оригинальному изданию данной работы, а если отсылка делается согласно переводу, перепечатки или более позднего издания, то это отмечается в библиографии дополнительной информацией. Например. «Твардовский ([1894],S.8)» относится к работе Твардовского 1894 г., но цитата взята из издания 1965 г., что отмечается в данной позиции библиографии дополнительно в виде указания на перепечатку 1965 г.

[7] Приводимый в книге Я. Воленского "Львовско-варшавская философская школа" список членов насчитывает 81 особу. Но и его можно расширить.

[8] Брентано на протяжении всего творческого пути действительно придерживался того взгляда, что используемые в естественных науках методы общи всем наукам. С этой точки зрения он является защитником единства наук и критиком дельтеевского разделения наук на гуманитарные и естественные, разделения, в котором гуманитарным наукам следует искать специальный метод понимания, а естественным - объяснения.

[9] В действительности Брентано пошел еще дальше, ибо протестовал против традиционного включения теологических факультетов в состав университетов, поскольку считал, что теология не отвечает научным стандартам.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180