Библиотека >> Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)

Скачать 312.37 Кбайт
Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)



Как кажется, более правильным будет говорить не о трех системах Лесьневского, но о трех срезах одной системы, называемой "основанием математики" и состоящей из теорий. За подтверждением обратимся к автору "Оснований математики": "По существу и методически, новая с определенных точек зрения, система оснований математики [...] охватывает три дедуктивные теории [...]. Этими теориями являются:

1) теория, называемая мной прототетикой, соответствующая, впрочем весьма приближенно, с точки зрения содержания теориям, известным в науке как "calculus of equivalent statements", "Aussagenkalkul", "теория дедукции" в соединении с "теорией мнимых переменных" и т.д.

2) теория, называемая мной онтологией, составляющая некоторого рода модернизированную "традиционную логику", а что до своего содержания и "силы", то [она] более всего приближается к шредеровскому "Klassenkalkul", рассматриваемому совместно с теорией "индивидов";

3) теория, которую я называю мереологией [...]"([1927],S.165).

К сожалению, Лесьневский нигде не уточняет, каковы те точки зрения, с которых ему открылись названные теории в основаниях математики. Как кажется, правильной будет та точка зрения, с которой откроются одновременно все три теории польского логика.

Так, если вопросы онтологии предмета были инспирированы Твардовским, с которым Лесьневский вступил в полемику уже в своей докторской диссертации[3], что означает определенность его философских установок, то в отношении способа их выражения работа продолжалась вплоть до последних публикаций, посвященных Прототетике[1938],[1938а]. На этом пути преодолеваемые преграды носили часто психологический характер, обусловленный отличными от общепринятых онтологическими предпосылками, которые и предстояло обуздать формально. За подтверждением сказанного обратимся к работе "Об основаниях математики", снабженной посвящением К.Твардовскому, в котором Лесьневский называет себя "благодарным учеником и апостатом философии". Его отступничество, как кажется, может быть объяснено не только окончательно выработанными взглядами на философскую проблематику, в частности онтологическую, но и отличным от общепринятых видением этих проблем, которые он попытался решить с помощью бурно развивавшейся в то время логики.[4] Оставалось найти этим взглядам адекватное выражение. Вот как Лесьневский[1931] описывает свой "отход" от философии, главное неудобство которой заключалось в использовании естественного языка: "Под влиянием бесед, проводимых мною в Варшаве в 1920 г. с д-ром Леоном Хвистеком [...], я решился на введение в свою научную практику какого-нибудь "символического языка", опирающегося на образцы, созданные "математическими логиками", вместо естественного языка, которым до настоящего времени я пользовался с упрямой премедитацией, стараясь, как и многие прочие, обуздать этот естественный язык в "логическом" отношении и приспособить его к теоретическим целям, для которых он не был создан. Языковая операция, которую я таким образом произвел на себе (чтобы, как потом оказалось, уже никогда по этому поводу более не тосковать о возвращении к природе) была в конечном счете уже тогда в значительной мере психологически подготовлена промежутком в несколько лет практического недоверия относительно основных выражений "математической логики" в связи с [...] вопросом о смысле этих выражений [...] применительно к системе гг. Уайтхеда и Рассела [...]". (S.154)

Целью этой "языковой операции" была "рационализация способа", которым для анализа "различных переданных "традиционной логикой" типов предложений" пользовался Лесьневский. Его "отход" от философии и традиционной логики не приводил к сужению взглядов на эти дисциплины, но состоял в последовательной выработке соответствий "при переходе к "символическому" способу записи". Он пишет: "Основываясь на "языковом чувстве" и неоднородной с различных точек зрения традиции "традиционной логики" я стремился к выработке метода последовательного оперирования предложениями "единичными", "частными", "общими", "экзистенциальными" и т.д." (S.156). Результатом этих поисков было принятие в качестве основных ""единичных" предложений типа "А О b" в какой-то отчетливо сформулированной аксиоматике, которая бы гармонировала - продолжает Лесьневский - с моей научной практикой до настоящего времени в рассматриваемой области [...]. В отношении такой аксиоматики я постулировал, что в ней не будут выступать никакие "постоянные термины" кроме выражения "О " в предложениях типа "A О b", а также терминов, выступающих в "теории дедукции." ([1931], S.156)

Свое обращение к математической логике Лесьневский в 1927 г. объяснял так: "Первое столкновение с "математической логикой" наполнило меня в течение ряда лет далеко идущим отвращением к этой дисциплине [...]. Проникнутый влияниями логики Джона Стюарта Милля, на которой я вырос [...] и "ориентированный" на вопросы "общеграмматические" и "логико-семантические" в стиле г.Эдмунда Гуссерля, а также представителей т.н. австрийской школы, именно с этой точки зрения я безрезультатно приступал к основам "логистики".

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180