Библиотека >> Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)

Скачать 312.37 Кбайт
Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)

Если к тому жепризнается металогический принцип исключенного среднего, тоодно из пары независимых от системы предложений должно бытьистинным, хотя и не является утверждением в этой системе.Следовательно ситуация, когда совокупность истинныхпредложений отождествляется с утверждениями языка, не имеетместа, а поэтому убеждение Риккерта, отождествившегодействительность с совокупностью выводимых предложений,сомнительно.

Подобный же ход мыслей был продолжен Айдукевичем вработе "Эпистемология и семиотика" [1948], в которой был дананализ субъективного идеализма. В ней ставится вопрос одопустимости "вывода метафизических заключений" изутверждений эпистемологии. Предлагаемый ответ основывается"на аналогии между теорией познания и теорией языка, т.е.семиотикой". Так семантическая теория языка показывает какот утверждений о языке можно перейти к утверждениям о вещах,о которых этот язык нечто говорит, и аналогично - как отутверждений о познании перейти к утверждениям о предметепознания. Айдукевич обращается к исследованию Тарского обадекватной дефиниции истины и замечает, что эта дефиницияможет быть сформулирована только в языке семантики, но несинтаксиса. Схема Тарского показывает как перейти отпредложений о языке к предложениям самого языка и что этотпереход возможен только в языке, содержащим семантическиетермины. Приведенное соображение позволяет Айдукевичу [1948]высказать допущение, что "в теории утверждения, относящиесяк мысли, можно использовать для выведения из них заключенийо вещах, к которым эти мысли относятся только при томусловии, что с самого начала будет использоваться язык, вкотором будут выступать не только названия этих мыслей, нотакже выражения, касающиеся вещей, к которым эти мыслиотносятся" (S.108).

Философ, культивирующий эпистемологическую рефлексию,стоит, по аналогии с логикой языка, перед альтернативой.Во-первых, он может изначально оперировать исключительноязыком, подобным языку синтаксиса, т.е. языком, снабженнымтолько именами мыслей, или же, во-вторых, философ такжеизначально может использовать более богатый язык, т.е. языкс именами вещей. Если аналогия между семантикой иэпистемологией верна, то философ, использующий языкотносящийся только к мысли, не в состоянии прийти ккаким-либо утверждениям о вещах, т.е. о предметахисследуемого им познания, "в частности, не сможет прийти ник отрицанию, ни к утверждению экзистенциальных высказыванийпредметного языка" (S.109). Однако он сможет это сделать,если будет использовать язык, содержащий имена и мыслей, ивещей, но при условии, что будет придерживаться критериевпредметного языка. Однако часто - продолжает Айдукевич,-дело обстоит совершенно иначе, т.к. субъективные идеалистыподвергают сомнению экзистенциальные утвержденияестественного языка, как это имеет место в случае с Беркли иего известным высказыванием "esse est percipi". Айдукевичпишет:"[...] кажется, что они (идеалисты - Б.Д.), исходя изязыка синтаксиса (в обобщенном понимании этого выражения), вкотором нет выражений предметного языка, и основываясь наэтом базисе, конструируют язык, имеющий только видимостьпредметного языка, но являющегося в действительности и далеетолько языком синтаксиса. В этом квазипредметном языке онизатем обосновывают некоторые утверждения (например, esse =percipi) и посредством неосознанной мистификации трактуют ихкак утверждения предметного языка, в котором они явно ложны.Отсюда парадоксальность идеалистических утверждений, которые- с одной стороны - кажутся неопровержимо обоснованными, сдругой стороны - кажутся противоречащими здравомурассудку"([1948], S.109).

Описанную ситуацию Айдукевич анализирует на примерепозиции Беркли. В исходном языке Беркли наличествуетединственно названия идей и поэтому "языковый базис Берклианалогичен базису языка синтаксиса"(S.109). Основываясь наэтой аналогии Айдукевич предполагает, что Беркли не сможетприйти к предметному языку, являющемуся в этом случаеестественным языком. Затем Беркли вводит термин "тело",полагая его термином предметного языка, но определяет этоттермин в виде совокупности идей, т.е. в языке синтаксиса.Таким образом, Беркли, расширяя свой изначальный языквыражением "тело", не перешел к предметному языку, но кязыку квазипредметному. В этой ситуации становится ясным,почему для Беркли не могут существовать тела никем невоспринимаемые, хотя такие тела существуют для пользователейестественного языка. Утверждение Беркли "существуют теланикем не воспринимаемые" в его языке вообще неразрешимо.Айдукевич заключает: "Источником ошибки Беркли, которыйсчитал, что термин "тело" обладает в его языке если не одними тем же значением, то по крайней мере одним и тем жеобъемом, что и в естественном языке, является непониманиеслова "восприятие", поскольку свою дефиницию, согласнокоторой тело - это идея или совокупность идей, Беркли вводит[исходя] из предположения, что тела являются тем, чтовоспринимаемо. Итак, Беркли берет выражение "воспринимать" втом значении, что и "сознательно переживать". Восприятиеявляется интенциональным отношением, подобным отношениюобозначения, которое выводит из мира психики в мирвнепсихический.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180