Библиотека >> Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)

Скачать 312.37 Кбайт
Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)

Крауса: F.Brentano. Psychologie vom empirischen Standpunkt. Bd. I, II, III, Leipzig 1924. Komentatieren - O.Kraus.

[27] Перевод этой работы на русский язык помещен в Твардовский [1997c].

[28] R. Ingarden [1963],S.196-197.

[29] См. в этой связи, например, специальный номер "Grazer Philosophische Studien", названный "Die Philosophie Franz Brentanos", или же номер "Topoi" - "The Descriptive Psychology the Brentano School" ("Topoi",vol.6,1), а также журнал Ягеллонского университета "Principia" с подзаголовком: "Австрийская философия" ("Principia", T.VIII-IX).

[30] Первыми в мировой литературе монографиями о львовско-варшавской школе, в которых сделаны попытки обобщения, были книги З.Йордана "Развитие математической логики и логического позитивизма в Польше между двумя войнами"(Oxford,1945) и Г.Сколимовского "Польская аналитическая философия"(London,1967).

[31] Wolenski [1985], S.6.

[32] В Академии Марии-Терезии для детей дворян К.Твардовский учился и воспитывался за счет Фонда Галицийского Краевого Отдела.

[33] Во время учебы в интернате Твардовский вел дневник, предназначенный вначале для близкой ему особы, в котором он поверял ей свои переживания, интересы и планы. Вот как описан обычный день в Терезиануме: «Вторник.17.10.1882. Подъем в половине 5 - учиться до половины 7, потом завтрак, продолжающийся 8 минут, потом учеба до 8. С 8 до 12 -школа, с 12 до 1 - гимнастика, с половины 2 до половины 3 свободное время, но проведенное в саду. С половины 3 до половины 4 - учеба, с половины 4 до половины 5 - школа. С половины 5 до 5 - сад, с 5 до 6 - фортепиано, с 6 до 7 - английский, с 7 до 8 - учеба, с 8 - ужин, с 9 - время, предоставленное нам, с 9 до 10 - учеба, потом дневник, несколько слов молитвы; когда бьет без 15 десять я уже в кровати».(Цит. по Jadczak[1991],S.5)

[34] Несмотря на выдающиеся результаты в учебе, награды и прочие отличия, которыми Твардовский был отмечен в Терезиануме, он тосковал по Родине, с которой знакомился во время приездов на каникулы к родственникам во Львов и Краков. В своем Дневнике под датой 29.IX.1882 он записывает: «Я в состоянии вытерпеть многое; но лишь одно более, чем что-либо другое тяготит мое сердце и я всегда спрашиваю: Почему я не могу получить образование на Родине, среди земляков? Почему среди чужих?». (Цит. по [Jadczak[1991],S.5)

[35] Учась на чужбине Твардовский не теряет связи с Польшей, часто посещая и подолгу пребывая в имении гр. Дзедушицкого, расположенного в местечке Езуполь на берегу Днестра, где он выполняет обязанности домашнего учителя.

[36] Руководителем диссертации Твардовского был не Брентано, а Р.Циммерман. Во время учебы Твардовского Брентано , в связи с осложнениями личного характера (женитьба после оставления духовного сана), преподавал в Венском университете только в качестве приват-доцента.

[37] Оценить решимость молодого философа можно сполна, если учесть, что должность приват-доцента, находящаяся за штатом университета, не оплачивалась. Кроме того, будучи поляком Твардовский не мог надеяться получить кафедру в немецком университете Австрии.

[38] В польской литературе о Львовско-варшавской школе подход Твардовского получил название «минималистской философии» (WoleDski [1985] ), но там эта характеристика, пожалуй, более применима к методу изучения, а не к предмету и не объясняет широту поля исследований, культивировавшегося в Школе.

[39] К моменту занятия Твардовским кафедры философии в университете психология еще не выделилась в самостоятельную дисциплину и ее относили к философским наукам. Поэтому в начальном периоде преподавания должность Твардовского называлась «профессор философии и психологии».

[40] Цит. по R.Jadczak. «Warszawski doktorat h.c. filozofii dla Kazimierza Twardowskiego»//Zagadnienia Naukoznawstwa, nr.2, 1991.-S.13.

[41] Поляки все-таки - неблагонадежные! (нем.)

[42] В WoleDski[1985]рассказывается о переданном устной традицией случае, прекрасно характеризующим отношение Твардовского к «мелочам» академической жизни, в конечном счете и сформировавшим Школу. Случилось так, что один из читателей взял книжку на ночь, что категорически запрещалось правилами лектория. Этот факт стал известен Твардовскому и нарушитель тотчас был изгнан из семинара профессора. Когда группа приятелей нарушителя попросила Твардовского изменить решение, тот мотивировал его следующим образом: «Или он читал правила лектория и ничего в них не понял, или же понял и сознательно их нарушил. В первом случае он глуп, а во втором - неэтичен, а я не хочу иметь дел ни со студентами глупыми, ни с неэтичными и поэтому не могу изменить принятое решение.»

[43] Так цикл из семи лекций, названный «Греческая философия», который Твардовский прочитал в 1900/1901 акад. году во Львове посетили общим числом 1958 человек, или в среднем на лекции присутствовало по 280 слушателей; 13.I.1901 в Тернополе на лекции «О оптических иллюзиях» находилось 316 слушателей 3.II. в Золочеве - 223 слушателя, 24.III в Станиславе (Ивано- Франковске) -428 человек, а 10.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180