Библиотека >> Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)

Скачать 312.37 Кбайт
Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)

[10] Для каждого из видов суждений цель одного суждения служит предположением или условием совершения другого, причем предположения учитываются в форме результата. Но и каждое из суждений в научной теории предстает в форме результата.[11] Твардовский результатом суждения считал истинностное значение, тогда как процесс суждения относил к психологии; можно предположить, что какое-то время Айдукевич полагал результатом суждения его смысл, используя для его экспликации понятие коннотации Милля, но много позже ввел понятие коденотации; как первое, так и второе суть процессы, соответствующие, как кажется, реальному и номинальному суждению соответственно.

Направление рассуждений Лесьневского со всей силой отражено в его трактовке суждения, направление записи которого противоположно направлению следования частей материи суждения, о чем свидетельствует форма записи "АОb"; очевидно, что суждение «по Лесьневскому» следует отнести к номинальному типу суждения. Поскольку номинализм Лесьневского не направлен к результату процесса суждения и довольствуется семантической однородностью частей суждения, то его теория суждений, приспособленная к логическим нормам и названная Прототетикой, расстраивается в бесконечность. Но и Онтология Лесьневского, призванная обосновать экзистенциальный аспект предмета суждения в виде результата, усматривает таковой в процессе существования самого предмета. Можно сказать, что Лесьневский был логиком в метафизике.

Другое главное действующее лицо в Школе - Я. Лукасевич, напротив, был метафизиком в логике. Стремившийся придать философии статус строгой научной дисциплины, образец которой он видел в творчестве Лейбница и схоластов, Лукасевич считал объектом "научной метафизики" необходимые отношения, например, причинности и изучал их дедуктивным методом. Выполнение этих отношений ассоциировалось им с истинностными оценками суждений, или более широко - с логикой. Поиск элементарных отношений привел его к разложению истинностного значения, поскольку элементарные отношения искались им прежде всего в сфере экстралингвистической (ревизия в метаязыке принципа исключенного среднего); аналогично и силлогистику Аристотеля Лукасевич [1956] считал "теорией отношений A, E, I и O в сфере общих терминов", которая приобретает логический характер при условии соединения этих отношений, т.е. суждений логическими функторами.

В первом поколении Школы развитие логических исследований проходило по линии процессы - результаты. С учетом того, что полученный результат должен был предстать в языковом одеянии, а каждый из исследователей научный результат усматривал с точки зрения той теории, которую развивал, то и результат этот - будь-то суждение у Твардовского, смысл у Айдукевича, предмет в мереологической трактовке у Лесьневского, или теория необходимых отношений у Лукасевича - этот результат оказывался представленным по-разному. Исходной позицией в этих поисках было суждение. Твардовский [1991] писал: "Ведь суждение является как бы центральным пунктом всякой деятельности сознания, которой занимается логика, и от способа, каким окончательно будет сформулирована наука о суждениях, зависит формулирование прочих многочисленных логических утверждений" (С.71) С точки зрения теории суждений в результате оказывался эксплицированным или истинностнозначный аспект, или экзистенциальный. Наибольшие трудности философы испытывали с последним, в чем можно убедиться на примере Лесьневского, которому пришлось с учетом логических требований создавать отдельную теорию - Онтологию, тогда как Лукасевич разложил "истину" "ничтоже сумяшеся". Короче говоря, учет материи суждения, или более широко - языка требовал нахождения синтаксических эквивалентов (в виде результатов) семантических процессов обозначения, выполнения, определения. Тарский, будучи математиком, имел дело не с реальностью, а с концептуальными структурами, для которых результат математических операций всегда был определен, т.е. существовал математически. Именно эти структуры, точнее определенные в них результаты были для Тарского первичными, а приведшие к ним процессы следовало определить. Сделать это можно было основываясь на несомненном результате, каковым была "истина", результате, дефинитивно равнозначном некоему процессу, названному Тарским выполнением. Однако этот результат - "истина" - оказался универсальным относительно предметной области в том смысле, что стало возможным утверждать собственную истину или ложь, т.е. прийти к противоречию. Ограничение предметной области Тарский провел в одном пункте: он окончательно разделил процессы и результаты, причем само определение "истины", дефинитивно равнозначное понятию "выполнения", отнес к разряду процессов.

Представленная здесь схематично методология истинного высказывания является ничем иным, как философией языка. Поэтому проведенное Тарским разграничение предметной области проходило по территории языка: семантические процессы именования, выполнения и определения были отнесены к одной языковой сфере, названной метаязыком, а результаты, прежде всего сферы экстралингвистической, в их языковом одеянии - к другой, называемой предметным или объектным языком.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180