Библиотека >> Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)

Скачать 312.37 Кбайт
Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)

([1907], s.64) Сложность программы Лукасевича заключалась не в том, что он не сумел найти метафизическим предметам, в качестве которых он видел прежде всего отношения действительности, логические отношения, но в том, что для обратной операции, называемой интерпретацией им даже не делались попытки отыскания экстралингвистических предметов. Единственным таким предметом как коррелятом для Лукасевича было истинностное значение, а поэтому апелляция к объективу Мейнонга носила сугубо иллюстративный характер, поэтому специализацией польской логики, одним из создателей которой был Лукасевич, стала логика предложений, а не предикатов.

Анализ следующей малоизвестной работы о Декарте [1938] демонстрирует установку польского ученого на формальнологический метод, который независим от онтологических предпосылок. В статье разбирается фундаментальный декартовский тезис: cogito, ergo sum. Высказывание, выражающее приведенный принцип, Лукасевич трактует не как предложение, но как сокращение вывода. В этом случае возникает не вопрос истинности высказывания "думаю, следовательно существую", а вопрос правильности рассуждения, для которого это выражение выступает сокращением. Это сокращение, считает Лукасевич, является просто энтимематической записью рассуждения о посылках "если думаю, то существую", "думаю" и заключении - "существую". Вопрос истинности декартовского высказывания таким образом зависит от посылок. Возникает возможность признать высказывание "если думаю, то существую" особым случаем некоторого общего закона, провозглашающего, что если некоторый предмет является каким-то предметом, в частности что-то делающим, то он существует. По мнению Лукасевича такой закон можно доказать на основании одной из теорий Лесьневского - Онтологии, тогда как вторая посылка декартовского рассуждения - "думаю", может быть понята как эмпирическое предложение, почерпнутое из психологического опыта. Лукасевич не высказывается о законности декартовского тезиса, но только предлагает его следующее обоснование: если мы хотим с использованием современного состояния знаний принять аксиому Декарта, то следует это делать указанным выше способом. А способ этот дополняет изложенный выше абрис программы реформ философии.

Итак, если ранее Лукасевич считал, что логика может предоставить философии определенный методологический образец (аксиоматический метод), то позже в [1938] он высказывает допущение, что логика может предоставить философии предпосылки по существу, в данном случае, онтологические. Очевидно, что при такой интерпретации логика начинает играть роль общей теории предметов.

Лукасевич высказывал и третий способ применения логики в философии: "Сегодня мы знаем, что существуют не только различные системы геометрии, но и различные системы логики, которые к тому же обладают тем свойством, что одни из них нельзя перевести в другие. Я верю, что одна и только одна из этих логических систем реализована в действительном мире, т.е. является реальной так, как одна и только одна геометрическая система реальна. Правда, сегодня мы не знаем, какая это система, но не сомневаюсь, что эмпирические исследования когда-нибудь покажут [...], соответствует ли эта связь одних фактов с другими двузначной логике, или же какой-то многозначной. Все априорные системы в том момент, когда мы их применяем к действительности, становятся естественнонаучными гипотезами, которые следует проверять фактами так же, как и физические гипотезы. С этим взглядом связан также мой подход к вопросам метафизики." ([1936], S206/207) Из этой цитаты можно заключить, что утверждения логики могут выполнять роль посылок в философской аргументации, если будут трактоваться эмпирически, тогда как сама по себе логика не навязывает никаких онтологических решений. В статье “В защиту логистики” Лукасевич уточняет отношение логики и онтологии: "Я хорошо знаю, что все создаваемые логические системы при тех предположениях, при которых мы их создаем, необходимо истинны. Речь может идти только о проверке онтологических предположений, находящихся где-то на дне логики, и я думаю, что поступаю согласно с методами естественных наук, если хочу следствия этих предположений проверить фактами." ([1937], S.218) Таким образом, проверке не подлежат законы логических систем (интерпретированных или нет), но онтологические предпосылки, находящиеся в глубинной структуре логики и, возможно, такой структурой для Лукасевича был принцип двузначности.

В своем отношении к философии взгляды Лукасевича не претерпели каких-либо изменений и на всем протяжении творческого пути были стабильными: научная философия возможна и отдельные ее проблемы, главным образом онтологические, являются предметами философии как науки, а как наука она может и должна использовать индукцию и дедукцию. Однако в отношениях логики к философии взгляды Лукасевича можно понимать по-разному: от признания философской нейтральности утверждений логики через возможность онтологической их интерпретации (онтологических утверждений или глубинных предпосылок) до логики как обобщенной онтологии.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180