Библиотека >> Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)

Скачать 312.37 Кбайт
Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)

Не обладая способностью вчитываться в чужие идеи, я отвратился от самой науки в значительной мере под влиянием туманных и многозначных комментариев, которыми ее снабжали ее представители. Нота позиции решительного скептицизма, которую в течении ряда лет я занимал в отношении "символической логики", проистекала из тех обстоятельств, что я не мог дать себе отчет, каков собственно смысл аксиом и утверждений этой теории, respective - "о чем" и "что" при помощи этих аксиом и утверждений я стремлюсь утверждать [...]. Живя интеллектуально вне сферы ценных достижений, добытых в науке представителями "математической логики" и поддаваясь личным губительным пристрастиям, проистекающим из культуры односторонне "философско-грамматической", я беспомощно боролся в упомянутых работах (т.е. в работах периода 1913-1915 гг. - Б.Д.) с рядом вопросов, превышающих мои тогдашние силы, открывая при оказии уже открытые Америки. Я вспоминаю о тех работах, стремясь отметить, что весьма жалею, что они вообще были изданы и настоящим торжественно "отрекаюсь" от тех работ, что уже давно сделал с университетской кафедры и признать банкротство "философско-грамматических начинаний первого периода своей деятельности" ([1927],S.167/170). С этой суровой самооценкой не соглашаются не только сегодняшние исследователи творчества Лесьневского[5], но, как кажется, и он сам, ибо, продолжая публикацию работы, откуда взята приведенная цитата, уже через несколько лет в нее вносится уточнение по существу. Поэтому другим, не зависимым от логических, более важным, чем приведенное свидетельство подтверждением целостности воззрений Лесьневского является его следующее более позднее высказывание: "Переходу к "символическому" способу записи, составившему в моей научной жизни важный переворот в области техники означивания, не сопутствовали вообще никакие в равной мере важнейшие события в области моих логических взглядов"([1931],С.155). Это значит, что за разъяснениями все-таки можно обратиться к ранним работам польского логика[6], поскольку при объяснении смысла предложений типа "A О b" Лесьневский в своих последних работах и сам испытывал, как кажется, непреодолимые трудности, связанные с интерпретацией связки "О ". Так, объясняя смысл знака "О " на различных примерах, Лесьневский безнадежно заключает: "Стремясь, конечно, чтобы читатель отдавал себе по возможности ясно отчет о смысле, какой я придаю здесь своим "единичным предложениям" типа "А О b", но не обладая, впрочем, как и никто в аналогичных ситуациях никаким общим и надежным средством объяснения с читателем в этом деле и "заражения" его как раз такими, связанными со знаком "О " семантическими состояниями, каковые я сам переживаю, обращаюсь с беспомощной энергией ко всем выше приведенным комментариям одновременно" (S.164).

Подытоживая сказанное, отметим еще раз, что в действительности не взгляды менял Лесьневский, а способ их выражения. Единство задуманных им "оснований математики" не удалось реализовать в одной теории, но в трех, правда, каждую из которых он стремился построить аксиоматически с единственной аксиомой.


§ 2. Интенциональное отношение «единичного предложения существования».


Уже при знакомстве с первыми работами впечатляет манера их написания, выразившаяся во внешнем оформлении и состоящая в том, что приблизительно половину объема сочинения, как например, в докторской диссертации "К анализу экзистенциальных предложений" занимают примечания, названные в других произведениях также сносками. Лесьневский осознавал эту манеру написания и позже назвал ее "способом пользования отсылочными типами предложений". Этот способ преследовал цель выяснения и разделения всех функций предложения в экстралингвистическом и интралингвистическом плане. Даже одна из версий Мереологии была построена при помощи основного понятия "внешний". Стремление Лесьневского к экстраоризации многими исследователями его творчества классифицируется как ярко выраженная экстенсиональность.[7] Такое мнение справедливо в отношении Мереологии, в которой возможно определить константу, позволяющую утверждать, что пустой класс не существует, но это же мнение, на первый взгляд, может показаться странным, если учесть, что в Онтологии вместо переменных можно подставлять "пустые" имена.[8]

Несмотря на то, что понятия существования и предмета являются основными понятиями философии Лесьневского, они не могут быть отнесены непосредственно к онтологии потому, что ни модусы существования, ни формы предметов не интересуют польского ученого. В этом смысле он действительно апостат философии и весьма оригинальный логик. Заботой Лесьневского стал процесс суждения, выражаемый предложениями вида , а точнее - номинальным суждением , или ; последнее суждение является предметом изучения в Онтологии. Именно оно дает ключ к пониманию теорий Лесьневского, последовательно реализующих т.н. номинальное суждение. Трудность понимания систем Лесьневского, в основу которых положено "единичное предложение существования", состоит в том, что процесс суждения является процессом переименования, а также в том, что направление процесса переименования противоположно направлению линейной записи предложения.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180