Библиотека >> Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)

Скачать 312.37 Кбайт
Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)

Даже там, где мы не располагаем никакими соответствующими именами собственными, часто названия единичных предметов отличаются от названий предметов общих» ([1894], S. 36). Несколько далее автор продолжает: «Во всяком случае, между названиями общих и соответствующих особенных предметов часто наличествует - если только они не тождественны друг другу - некоторое подобие того, что, как нам кажется, в достаточной мере объясняет тот факт, что, считая названные предметы идентичными, обычно предполагали, что общее название - это в то же время и суммарное обозначение всех предметов, обозначенных посредством соответствующих особенных названий»(S.36). Наиболее весомым аргументом в защиту отношения переименования является т.н. «символическое», в смысле Лейбница, мышление о предмете посредством обозначающего этот предмет названия. Учитывая сказанное, дополним схему психического акта отношением именования.


Еще раз ответим на вопрос, почему отношение номинации направлено от предмета общего представления к единичному предмету: первый всегда существует, тогда как второй может не существовать, может уточняться посредством вспомогательных представлений и переименования. Короче говоря, знак, т.е. в нашей ситуации действительный предмет, вторичен. Ответ на этот вопрос не является ответом о положении дел в реальности, но ответом о функционировании механизма психики. Поэтому нет смысла спрашивать, что было раньше познано (представлено, осуждено) - индивид, называемый Петром, или человек вообще. Сделанное уточнение противоречит убеждению Твардовского, которое он подкрепляет ссылкой на авторитет Аристотеля: «Существует установленный еще Аристотелем закон, согласно которому мы никогда не могли бы иметь неконкретных представлений, если бы они не сопровождались одним (или несколькими) конкретными представлениями» ([1894],S.37). Далее мы увидим, что эта исходная позиция в определении приоритета предметов единичного представления не позволит Твардовскому построить теорию суждений.

Сейчас же, с учетом сказанного, схема акта может быть уточнена.


Трудность обнаружения отношения деноминации заключается в том, что имя имманентного предмета, «находящегося» в содержании, подразумевается, а весь процесс переименования, преследующий цель уточнения, идентификации единичного предмета проходит в сфере психики неявно, ибо каждое явленное и осознанное имя тотчас процесс переименования вывело бы в экстралингвистическую сферу, а тем самым он был бы окончен.

К попытке обнаружения имени предмета общего представления можно отнести теорию объектива А.Мейнонга [1910]. С этой целью Мейнонг вводит в рассмотрение новую психическую функцию - предположение, тесно связанную со схоластической суппозицией, но выделяет не значение латинского глагола supponere - подкладывать, подставлять, выражающего процесс, предполагающий наличие имени, а значение существительного suppositio - допущение, с каковой целью и использует немецкий термин Annahme. Результатом акта предположения является объектив, который в свою очередь предполагает наличие объекта, а точнее - имени объекта. Вся конструкция психического акта предположения (Annahme) не имела бы смысла, если бы понятие объектива не предполагало бы имени объекта, возможно и не существующего. Легко видеть, что мейнонговский акт имеет структуру, аналогичную актам представления и суждения:


Несмотря на то, что объектив дан только в суждении, его весьма трудно эксплицировать и, кажется, совершенно невозможно это сделать, если объект представлен в суждении собственным именем. Было бы бесполезным делом приводить примеры суждений, которыми пользовался Мейнонг, с целью обнаружения объектива, ибо объектив предполагается и чаще всего выступает в качестве описания. Собственное же имя, которое носит объект, свидетельствует лишь об окончании процесса переименования объекта данного посредством описания. Поэтому акт предположения существования, например, мифического животного имеет следующий вид:


Проверка предположения о существовании Пегаса или крылатого коня должна проводиться уже в суждении косвенно на основании истинностной оценки. Как правило, субъект, выносящий суждение, обладает достаточным запасом имен или вводит их посредством явных определений и это обстоятельство также препятствует обнаружению процесса переименования, совершаемого часто в сфере психики.

Возвращаясь к интенциональным актам можно обнаружить их иерархию: акт представления является условием совершения акта суждения. Акт предположения, который мы связали здесь с именованием, а точнее - с переименованием или описанием, служит выявлению предмета представления, который и будет судиться. Таким образом, последовательность интенциональных актов должна быть дополнена актом предположения и имеет вид следующей иерархии:


Эту иерархию можно раскрыть подробнее, если концептуально принять во внимание функциональную природу акта как действия, результат которого, т.е. значение функции будет одновременно являться аргументом последующей в иерархии функции.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180