Библиотека >> Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)

Скачать 312.37 Кбайт
Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)

Таким образом, значение этих систем для Лукасевича двоякое: философское и математическое.[33]


§ 2. Модальные логики.


Уже первые изложения трехзначной логики в 1920 г. содержали явную связь модальности и многозначности. Лукасевич считал, что в двузначной логике не удастся согласовать интуитивные трактовки модальных функторов. Эта мысль является следствием объяснения формализации модальностей не как операторов, а как функторов, уравненных концептуально в правах с логическими знаками. Это свое убеждение Лукасевич последовательно выражал на протяжении всего своего научного творчества. [34]

Первое систематическое изложение модальной логики дано Лукасевичем в работе с названием "Философские замечания о многозначных системах исчисления предложений."[1930] Правда, здесь не представлена система модальной логики как таковая, но только показаны требования, которым должна, по мнению Лукасевича, удовлетворять такая система. Модальными предложениями Лукасевич называет следующие четыре выражения:

(1) возможно, что p - символически : Mp;

(2) невозможно, что p - символически : NMp;

(3) возможно, что не-p - символически : MNp;

(4) невозможно, что не-p - символически : NMNp.

Традиционные утверждения о модальностях по мнению Лукасевича можно разделить на три группы. К первой группе относятся предложения следующего вида: (a) Ab oportere ad esse valet consequentia (Если что-либо необходимо, то оно существует); (b) Ab esse ad posse valet consequentia (Если что-либо существует, то оно возможно); (с) Ab non posse ad non esse valet consequentia (Если что-либо невозможно, то оно не существует). Общим представителем этой группы является предложение

(I): Если невозможно, что p, то не-p.

Вторую группу составляет утверждение Лейбница из Теодицеи: (d) Unumquodque, quando est, oportet esse (Чтобы то ни было, когда оно существует - оно необходимо). Лукасевич замечает, что последнее высказывание в действительности происходит от Аристотеля и разбирает возможные интерпретации Стагирита. В результате анализа оказывается, что слово "quando" в предложении (d), как и соответствующее ему "hotan" у Аристотеля, являются частицами, выражающими не условие, но время. Однако временная форма переходит в условную форму, поскольку в связанных временными рамками предложениях определение времени оказывается включенным в содержание предложений.[35]

Предложение (d) имеет следующую эквивалентную формулировку

(II): Если предполагается, что не-p, то невозможно, что p.

Третью группу представляет аристотелевский принцип обоюдной возможности

(III): Для некоторого p, возможно, что p, и возможно, что не-p.

В символике исчисления высказываний предложения (a)-(c) имеют вид: (1) CNMpNp, (2) CNpNMp, (3) S pKMpMNp (в последнюю формулу входит знак экзистенциального квантора). Выражения (I)-(III) Лукасевич трактует как временные аксиомы модальной логики и выводит из них при помощи обычного исчисления высказываний ряд следствий: (5) CpMp, (6) CNpMNp, (7) CNMNpp, (8) CNMNpMp, (9) CNMpMNp, (10) CMpp, (11) CMNpNp, (12) CpNMNp, (13) CMpNMNp, (14) CMNpNMp. Формулы (5)-(9) являются следствиями (I), а оставшиеся - следствиями (II). Некоторые из приведенных формул очевидны, например, (5), которая утверждает, что то, что существует, возможно. Однако другие весьма сомнительны с интуитивной точки зрения, например, (10), утверждающая, что если что-либо возможно, то оно существует. Короче говоря, следствия, полученные из (I) интуитивно прозрачнее, нежели следствия из (II). Аксиома (II) является обратной аксиоме (I). Взаимно противоположными являются формулы (5) и (10), (6) и (11), (7) и (12), (8) и (13), (9) и (14). Поэтому имеют место эквивалентности EpMp, ENpMNp, ENMNpp, ENMNpMp, ENMpMNp, а понятия возможности и необходимости становятся излишними, поскольку каждое из последних предложений эквивалентно либо "p", либо "Np". Лукасевич считает, что причина такого положения дел заключается в невозможности сформулировать в двухзначном исчислении утверждение (II).

Следствия из утверждения (III) также не радуют Лукасевича. Используя определение универсального квантора через квантор экзистенциальный и отрицание из (III) получаем

(IV) NПpNKMpMNp.

Применяя к (IV) выводимую в Прототетике Лесьневского формулу CKfpfNpfq получаем ПpMp, т.е. все является возможным, как и ничто не является невозможным, а равно и ничто не является не необходимым. Существенная идея этого вывода в том, что функтор M является функтором в смысле Прототетики Лесьневского, т.е. экстенсиональным функтором. Взяв в качестве посылок (10) CMpp и ПpMp сразу же получаем Пp,p. А это означает, что система модальной логики, основанная на аксиомах (I)-(III) противоречива, поскольку к ее следствиям принадлежит произвольное предложение. Лукасевич заключает: "С учетом этого можно бы решить вопрос модальных предложений, основываясь на двузначном исчислении предложений, двояким образом: утверждение (I) и связанные с ним формулы первой группы [.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180