Библиотека >> Философия логического атомизма.
Скачать 170.93 Кбайт Философия логического атомизма.
Этот
же эпистемологический интерес позволяет Расселу обосновать априорный характер
логики. Логика не выводима из эмпирических данных, поскольку оперирует
объектами иной природы, с которыми познающий разум знаком непосредственно. Руководствуясь потребностями теории
познания, Рассел указывает на не сводимость простых высказываний к
эмпирическим данным, допуская знакомство с их логической формой.
Аналогичная ситуация возникает и
относительно сложных высказываний, в которых упорядочиваются уже не
эмпирические данные, но логические формы простых высказываний. Возможность
сопоставления последних требует принятия еще одного типа логических объектов,
также непосредственно знакомых, характеризующих структуру сложных высказываний
и определяющих их понимание. «Помимо
форм атомарных комплексов существует много других логических объектов,
которые вовлечены в образование неатомарных комплексов. Такие слова, как или,
не, все, некоторые, явно затрагивают логические понятия; и поскольку мы
можем осмысленно использовать такие
слова, мы должны быть знакомы с затрагиваемыми логическими объектами»1. Введение логических объектов расширяет
онтологическую основу формальной логики, которая становится знанием об особом
типе предметов. И в этом отношении, несмотря на специфический характер предметной области, логика представляет
собой науку, подобную всем другим наукам. Дело философии - вписать её в
доктри-нальные рамки научного знания. Ясно, что для английского философа этот
процесс существенно зависит от принимаемой им концепции логицизма, придающей
положениям логики субстанциальный
характер, и теоретико-познавательных предпосылок, заставляющих рассматривать
содержание формальной системы в перспективе действительного мира. В горизонте
сказанного выше существенной корректировки требует следующее утверждение Рассела: «Философию, сторонником
которой я являюсь, можно назвать
логическим атомизмом или абсолютным
плюрализмом, поскольку, утверждая, что существует много вещей, она вместе
с тем отрицает существование целого, состоящего из этих вещей. Таким образом,
философские суждения касаются не совокупности вещей в целом, но каждой вещи в
отдельности; и они должны затрагивать
не только каждую вещь, но такие свойства всех вещей, которые не зависят от их
случайной природы и от счастливой случайности существования, но которые
истинны в любом возможном мире, независимо от тех фактов, которые
можно обнаружить только при помощи
наших органов чувств»2. В условиях, когда моделирующие отношения структур описания, на экспликацию
которых претендует формальная логика,
ставятся в зависимость от
онтологических и теоретико-• познавательных предпосылок, буквальное понимание
приведённого утверждения было бы
неверным; наоборот, специфика взглядов
Рассела требует учитывать и совокупность рассматриваемых вещей, и специфическую
природу и иерархическую структуру примитивных
значений, и зависимость анализа выражения от действительного
существования предмета описания.
Изложенные выше концепции
английского философа послужили
предметом критики со стороны его ученика. Основные претензии были высказаны
Виттенштей-ном в «Заметках по логике»
(1913г.), рукописи, подготовленной по просьбе самого Рассела и при его
деятельном участии. Один из главных аргументов затрагивал теорию суждения. По мнению австрийского философа,
понимание истины и лжи, с точки зрения упорядочивания конституент суждения, не
удовлетворяет как раз тому критерию, на
основании которого Рассел критикует неогегельянцев. Выдвигая в качестве одного
из основных принципов теории истины коррелятивность истины и лжи, Рассел, тем
не менее, связывает их с двумя разными актами суждения, в которых познающий
разум упорядочивает конституенты различным образом. Витген-штейн же считает, что коррелятивность истины и лжи
должна проглядывать уже в одном акте
суждения, если эксплицитно установить его форму. Последняя должна учитывать
наличие у суждения двух истинностных полюсов (истина и ложь), отношение к которым осуществляется в единственном
действии познающего разума. Это возможно
только потому, что содержание суждения скоординировано с соответствующим фактом независимо от субъекта. «Когда мы
говорим: "А судит что' и т.д., мы должны
сослаться на целое предложение. Этого нельзя выполнить, сославшись на
его конституенты и формы, но не в надлежащем порядке. Это показывает, что
предложе ние, с тем, чтобы оно было высказано, само должно встречаться в
утверждении;например, каким бы
образом не истолковывалось 'не-р', вопрос 'Что же отрицается?' должен иметь значение»'. По мнению Витгенштейна,
основная ошибка Рассела заключается в уподоблении суждения наименованию, хотя и
имеющему специфический характер, где по сути дела высказывание суждений и
предложений предполагает наличие соответствующего комплекса, состоящего из
конституент, непосредственно известных говорящему. Задача судящего разума
сводится к установлению координации между
конституентами комплексного знака и конституентами соответствующего
факта (вспомним, что и логическая форма является конституентой), а это вполне
укладывается в понимание предложения как комплексного имени и акта суждения как
акта называния.
Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
| ||
|