Библиотека >> Философия логического атомизма.
Скачать 170.93 Кбайт Философия логического атомизма.
Сам я не считаю, что этот взгляд прочен.
Его трудно опровергнуть, поскольку он очень глубоко укоренён, и возникает
чувство, что если размышлять над ним
достаточно долго и удовлетворительно продумать все его следствия, вероятно,
можно найти, что этот взгляд приемлем, но, однако, я не чувствую его таковым.
Конечно, он тесно связан с теорией нейтрального монизма, с теорией, что материальное
конституирование ментального есть то же самое, что и материальное
констигуирование физического, подобно адресной книге, сообщающей вам о людях,
упорядоченных географически и в алфавитном порядке. Эта целостная теория тесно
связана с той. Я имею в виду не то, что все те, кто признаёт одну теорию,
признаёт и другую, но то, что они сущностно взаимосвязаны. Если вы собираетесь
принять эту точку зрения, вы должны объяснить убеждение и желание, потому что
вещи такого типа кажутся ментальными феноменами. Они, по-видимому, довольно
далеко отстоят от того, что происходит в физическом мире. Следовательно,
приступая к работе над объяснением таких вещей, как убеждение, их будут
редуцировать к поведению тела; и ваше убеждение в определённой пропозиции будет
заключаться в поведении вашего тела. В самых приблизительных терминах это то, к чему сводится такая точка зрения.
Она предоставляет вам возможность очень хорошо обойтись без разума. Истина и
ложь в этом случае заключается в отношении
вашего телесного поведения к определённому факту, к той разновидности
отстоящего факта, который, так сказать, является целью вашего поведения, и когда ваше поведение в
отношении этого факта удовлетворительно, ваше убеждение истинно, а когда ваше
поведение в отношении этого факта
неудовлетворительно, ваше убеждение ложно. Логическая сущность этой точки
зрения будет заключаться в отношении между двумя фактами, обладающими одной и той же разновидностью формы, как
причинном отношении, т.е., с одной стороны, одним фактом будет ваше телесное
поведение а, с другой стороны, фактом будет то, что поезд отправляется в
такое-то и такое-то время, который является другим фактом, и из отношения этих
двух фактов конституируется целостный
феномен. То, что вы получите, логически будет той же самой формы,
которой вы обладаете в причине, где 'этот факт является причиной того факта'.
Это логическая форма, совершенно отличная от фактов, содержащих два глагола, о
которой я говорю сегодня.
Естественно, я расположен в пользу теории нейтрального монизма, поскольку она служит примером бритвы Оккама. Я всегда хотел продвигаться в философии с наименее возможным аппаратом, отчасти потому, что он уменьшает опасность ошибки, поскольку нет необходимости отрицать сущности, вами не утверждаемые, а следовательно, вы тем меньше подвержены опасности ошибки, чем меньше сущностей утверждаете. Другая причина -вероятно несколько легкомысленная - заключается в том, что любое уменьшение количества сущностей увеличивает количество работы для математической логики, сооружающей те вещи, которые выглядят как сущности, которые вы обычно допускаете. Следовательно, теория нейтрального монизма в целом мне нравится, но я-ЯйдСих пор нахожу слишком значительные трудности, чтобы поверить в неё. Обсуждение всего вопроса вы найдёте в нескольких статьях, написанных мной для журнала Monist, особенно за июль 1914, а также в двух предыдущих номерах*. На самом деле я скорее хотел бы переписать их, поскольку считаю, что некоторые использованные мной аргументы против нейтрального монизма не обоснованы. Больше всего я опирался на аргументы об 'эмфатических [emphatic] индивидах', на слова 'это', 'я', на весь тог класс слов, которые вычленяют определённых индивидов из универсума посредством своего отношения к чему-либо, и, я думаю, посредством того, что они или относящиеся к ним индивиды присутствуют для вас в тот момент, когда вы говорите. Конечно, слово 'это' есть то, что я называю 'эмфатическим индивидом'. Оно просто представляет собой собственное имя для присутствующего объекта внимания, собственное имя, которое ничего не обозначает. Оно двусмысленно, потому что объект внимания конечно всегда изменяется от момента к моменту и от человека к человеку. Я думаю, если вы вообще избавитесь от сознания, крайне трудно будет объяснить, что же подразумевается вами под таким словом, как 'это', которое приводит к отсутствию беспристрастности. Вы сказали бы, что в чисто физическом мире должна быть полная беспристрастность. Каждый отрезок времени и каждая часть пространства, по-видимому, в равной степени эмфатичны. Но на самом деле случается так, что мы вычленяем определённые факты, прошлое и будущее и тому подобное; все они концентрически расходятся от 'это', и сам я не вижу, каким образом на основе нейтрального монизма можно обращаться с понятием 'это'. Я не утверждаю этого догматически, я просто не вижу, что тут можно сделать. В оставшейся части лекции я буду предполагать, что такие факты, как убеждения, желания и т.д., существуют. На самом деле, полное прояснение этого вопроса заняло бы весь мой курс. Таким образом, от данного экскурса в психологию, за который я приношу извинения, мы возвращаемся к более чисто логическим вопросам. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
| ||
|