Библиотека >> Философия логического атомизма.
Скачать 170.93 Кбайт Философия логического атомизма.
Мне хочется, чтобы вы поняли, что я не говорю об убеждениях
так, как в теории познания речь идёт о суждениях, где вы сказали бы, что
существует такое суждение, как два плюс два равно четыре. Я говорю о
действительном случае убеждения в сознании отдельного человека в отдельный
момент времени, и обсуждаю, к какой разновидности фактов относится этот факт.
Если я спрашиваю: 'Какой сегодня день недели?', и вы отвечаете: 'Вторник', в
вашем сознании в данный момент имеет
место убеждение, что сегодня вторник. То, с чем я сегодня хочу иметь дело, это
вопрос: "Какова форма факта, случающегося, когда человек имеет убеждение?
Вы, конечно, видите, очевидно первым понятием, к которому естественно
приходят, было бы то, что убеждение есть отношение к пропозиции. 'Я убеждён в
пропозиции р'. 'Я убеждён, что сегодня вторник'. 'Я убеждён, что два плюс два
равно четыре'. Что-то подобное этому. На первый взгляд кажется, как если бы
здесь у вас было отношение субъекта
убеждения к пропозиции. Эта точка зрения не работает по различным причинам, до
которых я дойду. Но, поэтому, вам нужна теория убеждения, которая отличается от
данной. Возьмём любую разновидность
пропозиции, скажем, 'Я убеждён, что Сократ смертей'. Предположим, что это
убеждение действительно имеет место. Высказывание о том, что оно имеет место,
есть высказывание факта. Здесь у вас имеется два глагола. У вас может быть более двух глаголов, у вас
может быть какое угодно количество глаголов более одного. Я могу быть убеждён,
что у Джона есть мнение, что Сократ
смертей. Здесь более двух глаголов. Количество глаголов может быть каким
угодно, но не менее двух. Заметьте, что не только пропозиция включает два глагола,
но также и факт, выраженный пропозицией, имеет две кон-ституенты, которые
соответствуют глаголам. Краткости ради я буду называть эти конституенты
глаголами, поскольку очень трудно найти какое-то слово, чтобы описать все те
объекты, которые обозначаются глаголами. Конечно, слово 'глагол' здесь
определённо используется в двух различных смыслах, но я не думаю, что это может
привести к какой-то путанице, если вы понимаете, что оно используется таким
способом. Этот факт (убеждение) представляет собой один факт. Он не похож на то,
что у вас было в молекулярных пропозициях, где у вас было (скажем) 'р или
lang=EN-US> q'. To, что у вас имеется
убеждение, это именно один единственный факт. На основании факта очевидно, что
вы можете быть убеждены во лжи. На основании факта ложного убеждения очевидно,
что вы не в состоянии вычленить одну часть: у вас не может быть
Я убеждён / Сократ смертей. Есть определённые вопросы, возникающие относительно таких фактов, и первым встаёт вопрос: Являются ли они несомненными фактами или вы можете некоторым способом редуцировать их к отношениям других фактов? Нужно ли действительно предполагать, что существуют нередуцируемые факты, имеющие такой тип вербального выражения? До достаточно недавнего времени я определённо не предполагал, что относительно этого вопроса могут возникнуть какие-либо сомнения. До достаточно недавнего времени мне на самом деле не казалось, что этот пункт спорен. Я всё ещё убеждён, что есть факты такой формы, но я вижу, что это существенный вопрос, требующий обсуждения. /. Являются ли убеждения и т.п. нередуцируемыми фактами? Выражение 'и т.п.' охватывает понимание пропозиции; оно охватывает желание, волеизъявление, любую другую установку того типа, о которой вы можете думать как о затрагивающей пропозицию. Кажется естественным, когда говорят, что кто-то убеждён в пропозиции, и неестественным, когда говорят, что кто-то желает пропозицию, но в сущности это только предрассудок. То, в чём вы убеждены, и то, чего вы желаете, имеет в точности одинаковую природу. Вы можете желать получить завтра некоторое количество сахара и, конечно, можете быть убеждены, что вы его получите. Я не уверен, что в случае воли логическая форма такая же. Я склонен думать, что в отношении направленности на факт случай с волей в большей степени аналогичен случаю с восприятием и исключает возможность лжи. Во всяком случае желание и убеждение логически имеют в точности одинаковую форму. Представители прагматизма и некоторые американские реалисты (школа, которую называют нейтральным монизмом) в общем отрицают, что существует такой феномен, как убеждение в том смысле, в каком его рассматриваю я. Они не отрицают этого на словах, они не используют тот же самый тип языка, которым пользуюсь я, а это создает трудности для сравнения их взглядов со взглядами, о которых я веду речь. В действительности, до того как можно будет установить пункты сходства и различия, нужно перевести то, что они говорят, на язык более или менее аналогичный нашему. Взяв работы Джеймса в его Очерках радикального эмпиризма* или Дьюи в его Очерках экспериментальной логики*, вы обнаружите, что они вообще отрицают существование такого феномена, как убеждение в том смысле, в котором о нём говорю я. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
| ||
|