Библиотека >> Философия логического атомизма.
Скачать 170.93 Кбайт Философия логического атомизма.
Фактически, у вас есть совершенно точное арифметическое
доказательство того, что на небесах или на земле имеется предметов меньше, чем
грезится нашей философии. Последнее демонстрирует то, как философия делает
успехи. Поэтому вы сталкиваетесь с
необходимостью провести различие между классами и индивидами. Вы сталкиваетесь
с необходимостью говорить, что класс, состоящий из двух индивидов, сам в свою
очередь не является новым индивидом, и это должно быть разъяснено всеми
способами; т.е. вы будете должны сказать, что втом смысле, в котором существуют индивиды, в этом самом смысле
не верно сказать, что существуют классы. Смысл, в котором существуют классы,
отличается от смысла, в котором существуют индивиды, потому что, если бы смысл
в обоих случаях был одинаковым, мир, в котором есть три индивида и,
следовательно, восемь классов, был бы миром, в котором имеется по крайней мере
одиннадцать предметов. Как давным-давно указывали китайские философы, серая
корова и гнедая лошадь составляют три предмета: предметами являются каждая из них,
и, взятые вместе, они представляют собой другой предмет, а следовательно,
всего три. Я перехожу теперь к
противоречию, относящемуся к классам, которые не являются членами самих себя. В
общем то вы сказали бы, что не ждёте от класса, чтобы он был членом самого
себя. Например, если вы возьмёте класс всех чайных ложек в мире, сам он не
является чайной ложкой. Или, если вы возьмёте всех человеческих существ в
мире, их целостный класс в свою очередь не является человеческим существом.
Естественно, вы сказали бы, что не можете ожидать от всего класса предметов,
чтобы сам он был членом этого класса. Но есть явные исключения. Если вы
возьмёте, например, все вещи в мире, которые не являются чайными ложками, и
создадите из них класс, этот класс (вы сказали бы) очевидно не будет чайной
ложкой. И так со всеми отрицательными классами. И не только с отрицательными
классами, ибо, если вы посчитаете на время, что классы являются предметами в
том же самом смысле, в котором
предметами являются предметы, вы тогда
должны будете сказать, что класс,
состоящий из всех предметов в мире, сам является предметом мира, а стало быть,
этот класс является членом самого себя. Конечно, вы подумали бы, ясно, что
класс, состоящий из всех классов в мире, сам является классом. Я думаю, большинство людей должны чувствовать
склонность к такому предположению, и, следовательно, вы здесь получили бы
случай класса, являющегося членом самого себя. Если есть какой-то смысл в том,
чтобы спросить, является ли класс членом самого себя или же нет, тогда конечно
во всех случаях обычных классов повседневной жизни вы найдёте, что класс не является членом самого себя. Соответственно
этому вы можете перейти к образованию
класса всех тех классов, которые не являются членами самих себя, и, сделав
это, вы можете спросить себя, является ли данный класс членом самого себя или
же нет? Предположим прежде, что он является членом самого себя.
В этом случае, он представляет собой один из тех классов, которые не являются
членами самих себя, т.е., он не является членом самого себя. Предположим
затем, что он не является членом самогосебя.
В этом случае он не представляет собой один из тех классов, которые не
являются членами самих себя, т.е. он
есть один из классов, которые являются членами самих себя, т.е. он является
членом самого себя. Следовательно, любая гипотеза, что он является или что он
не является членом самого себя, приводит к его противоречивости. Если он
является членом самого себя, то он не является членом самого себя, а если он не
является членом самого себя, то он является членом самого себя. Это противоречие в высшей степени
интересно. Вы можете модифицировать его форму; некоторые формы модификации
обоснованы, а некоторые нет. Однажды я предложил форму, которая не была
обоснованна, а именно, вопрос о том, должен ли брадобрей бриться сам, или же
нет. Вы можете определить брадобрея как того, 'кто бреет всех тех, и только
тех, кто не бреется сам'. Вопрос в том, бреется ли сам брадобрей? В этой форме
противоречие не слишком трудно
разрешить. Но в нашей предыдущей форме, я думаю ясно, вы сможете обойти его, только заметив, что в целом вопрос,
является ли класс членом самого себя или же нет, является бессмысленным, т.е.,
что не класс является или не является членом самого себя, и что даже не
правильно говорить подобное, поскольку в целом эта словесная конструкция есть
только набор звуков, не имеющий
значения. Последнее имеет отношение к тому факту, что классы, как я
собираюсь показать, являются неполными символами в том же самом смысле, в
котором неполными символами являются дескрипции, о чём я вёл речь прошлый раз;
вы высказываете вздор, когда спрашиваете себя, является или нет класс членом
самого себя, поскольку в любом полном высказывании того, что подразумевается
пропозицией, которая выглядит как пропозиция о классах, в этом высказывании вы
вообще не найдёте никакого упоминания о классе. Если высказывание о классах должно быть значимым, а не чистым
вздором, абсолютно необходимо, чтобы его можно было перевести в форму, которая
вообще не упоминает классов.
Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
| ||
|