Библиотека >> Философия логического атомизма.
Скачать 170.93 Кбайт Философия логического атомизма.
Для других форм убеждения мы должны только подставить вместо согласия
другие чувства. В противоположность
изложенной выше теории можно утверждать, что убеждение не является положительным феноменом, хотя
сомнение и неверие являются таковыми. Можно утверждать, что то, что мы называем
убеждением, включает только существование соответствующих образов, которые
будут иметь воздействия, являющиеся
характеристикой убеждения, если какая-то другая одновременная сила им
противодействует. Можно развить бихевиористскую логику, начинающуюся с
определения, что две пропозиции логически несовместимы, когда они вызывают в
теле физически несовместимые движения. Например, для рыбы в одно и то же время
нельзя быть убеждённой в двух пропозициях: 'хорошо бы съесть этого червяка' и
'этот червяк насажен на крючок'. Ибо убеждение (в данном случае) заключалось
бы в поведении: одно убеждение - съесть червяка; другое - уплыть от него -
всегда предполагая при этом (как неизменно делают бихевиористы), что рассматриваемой
рыбе не наскучила жизнь. Не заходя так далеко, мы, тем не менее, можем согласиться с пассажем, который Джеймс
lang=EN-US>(loc.cit, стр.288) цитирует
из Спинозы: 'Чтобы яснее понять это, представим себе мальчика, воображающего
лошадь и ничего более. Так как такое воображение заключает в себе
существование лошади и так как мальчик не представляет ничего, что уничтожалобы это существование, то он необходимо
будет смотреть на лошадь, как находящуюся налицо, и не будет в состоянии
сомневаться в её существовании, хотя и не знает о нём достоверно ... я отрицаю,
чтобы человек, поскольку он воспринимает, обходился без всякого утверждения. В
самом деле, что такое значит воспринимать крылатого коня, как не утверждать об
этом коне, что он имеет крылья? В самом деле, если бы душа кроме крылатого коня
ничего другого не воспринимала, то она смотрела бы на него, как на находящегося
налицо, и не имела бы никакой причины сомневаться в его существовании, равно
как и никакой возможности признавать его, если только воображение крылатого
коня не связано с идеей, уничтожающей
существование этого коня'.
lang=EN-US> (Ethics, II, 49,
lang=EN-US>Scholium.)* С этой доктриной Джеймс полностью согласен,
добавляя курсивом: 'Любой объект,
который остаётся непротиворечивым,
lang=EN-US> ipso facto * является
объектом убеждения и полагается как абсолютная реальность^. Итак, если данная точка зрения корректна,
из неё, по-видимому, следует (хотя Джеймс и не делает такого вывода), что нет
нужды в каком-либо особом чувстве убеждения и что простое существование
образов даёт всё, что требуется. Состояние ума, в котором мы просто
рассматриваем пропозицию, без убеждения в ней или неверия в неё, будет тогда
проявляться для нас как надуманный продукт, результат некоторой соперничающей
силы, добавляющей к образной пропозиции позитивное чувство, которое может быть
названо неопределённостью или отсутствием убеждения - чувство, которое можно
сравнить с чувством человека, ожидающего сигнал перед стартом. Такой человек,
хотя и не двигается, находится в совершенно отличных условиях от условий
человека, находящегося в полном покое.
И поэтому человек, рассматривающий пропозицию
в отсутствие убеждения, будет в напряжении, сдерживающем естественное
стремление к реакции на пропозицию, которую он проявил бы, если бы ничего не
мешало. С этой точки зрения убеждение главным образом состоит просто в
существовании соответствующих образов без
каких-либо противодействующих сил.
То, что более всего рекомендует указанная выше точка зрения,
по-моему мнению, есть способ, которым
она соответствует ментальному
развитию. Сомнение, неопределённость суждения и неверие - все они,
по-видимому, более поздние и более комплексные, чем вовсе неотрефлектированное согласие. Убеждение, как позитивный феномен, если оно существует, по-видимому,
является результатом сомнения, решением после обсуждения, с признаниемне просто этого, но этого-скорее-чем-того.
Нетрудно предположить, что собака обладает образами (возможно обонятельными)
своего отсутствующего хозяина или кролика, которого она мечтает поймать. Но
весьма трудно предположить, что она может просто развлекаться воображаемыми
образами, которым не придано согласие. (Когда мы говорим о 'согласии', в этот
момент мы просто подразумеваем то влияние на действие, которое может естественным
образом ожидаться, чтобы сопровождать убеждение.) Влияние галлюцинаторных
образов также хорошо подходит этой теории.
Такие образы, как кажется, часто становятся постепенно всё более и более
живыми, по крайней мере до тех пор, пока они исключают противоречащие образы,
которые предохраняли бы их от оказывающего влияние действия. Я думаю, можно допустить, что простой
образ без добавления какого-либо положительного чувства, которое можно назвать
'убеждением', склонен обладать определённой динамической силой, и в этом
смысле спокойный образ имеет силу убеждения.
Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
| ||
|