Библиотека >> Философия логического атомизма.

Скачать 170.93 Кбайт
Философия логического атомизма.

Слова и фразы, предназначенные для коммуникации, должны быть чувственно  воспринимаемы, а чувственное восприятие факта всегда является положительным. Таким образом, не существует тождества между  различием положительных и отрицательных фактов и различием положительных  и отрицательных словесных пропозиций; последние - и то и другое - сами являются положительными фактами, хотя и различаются отсутствием или наличием слова 'не'.    В случае образных пропозиций вновь утрачивается параллелизм с отрицательными фактами, но иного рода. Образные пропозиции  не только всегда являются положительными, но даже не существует двух видов положительных образных пропозиций, как это имеет место со словесными пропозициями. 'Не' отсутствует в образных пропозициях; 'не' относится к чувству, а не к содержанию  пропозиции. Можно быть убеждённым, или нет, в образной пропозиции; это различное чувство в отношении одинакового содержания, а не одинаковое чувство в отношении различных содержаний. Способ визуализации '^4-не-находигся-слева-от-В' отсутствует. Рассматривая последнюю пропозицию, мы  находим себя визуализирующими 'А-находигся-справа-от-Д' или нечто подобное. Это одна из сильных причин нежелания принять отрицательные факты.    Таким образом, в отношении оппозиции положительного и отрицательного мы имеем следующие различные типы двойственности:

   (1) Положительные и отрицательные факты.    (2) Образные пропозиции, в которых можно быть убеждённым    или нет, но которые не допускают какой-либо двойственности

   содержания, соответствующего положительным и отрицатель   ным фактам.    (3) Словесные пропозиции, которые всегда являются положи   тельными фактами, но которые распадаются на два вида: один    верифицируется положительным   объективным  коррелятом,    другой - негативным объективным коррелятом.

   Таким образом, простейшие виды параллелизма между пропозицией и фактом должны рассматриваться только в случае позитивных фактов и пропозиций. Там, где факт является негативным, соответствие необходимо становится более сложным. Отчасти ошибка в осознании утраты параллелизма между отрицательными фактами и отрицательными словесными пропозициями суть то, что сделало корректную теорию отрицательных фактов такой трудной для того, чтобы её открыть или чтобы в неё поверить.    Вернёмся теперь к положительным фактам и убеждениям в образных пропозициях. В случае пространственных отношений мы обнаружили, что для отношений конституенгных образов возможно быть одинаковыми  с отношениями консппуент объективного коррелята. В моей визуализации того, что А находится слева от В, мой образ А находится слева от моего образа В. Встречается ли тождество отношения, такое как между образной пропозицией и его объективным коррелятом, где-то кроме случая пространственных отношений?    Случай, который естественно рассмотреть следующим, - это случай с временными отношениями. Предположим, я убеждён, что А предшествует В. Может ли это убеждение иметь в качестве своего содержания образ А, предшествующий образу В? На первый взгляд, большинство людей без колебаний отвергнут такую гипотезу. Мы так часто говорили, что идея последовательности не является последовательностью идей, что почти автоматически считаем понимание последовательности чем-то таким, в чём более ранние и более поздние части последовательности должны присутствовать одновременно. По-видимому, стремление изменить эту точку зрения в общем рассматривается как несомненное, и тем не менее я не могу сопротивляться серьёзным сомнениям в его истинности. Конечно, факт в том, что мы часто обладаем последовательностью образов без убеждённости в том, что их прототипы имеют тот же самый  временной порядок. Но это ничего не доказывает, поскольку в любом случае убеждение является чем-то таким, что должно быть добавлено к образной пропозиции. Очевидно ли то, что мы не можем  обладать образом А, за который следует образ В и переходить к убеждению  в этой последовательности? И не может ли этобыть убеждением в том, что А предшествует Д? Я не вижу причи ны, почему бы этому не иметь место. Когда, например, я вообра жаю человека, высказывающего предложение, или когда в связи с  этим я  действительно слышу,  что он его высказывает, по- видимому, как вопрос эмпирического факта, отсутствует какой- либо момент, в который всё предложение представлено воображе нию или чувству, и однако, чем бы ни было обычное значение  фразы, я могу 'понять предложение как целое'. Я слышу слова  упорядочение, но никогда не слышу всё предложение сразу; однако я понимаю предложение в целом в том смысле, что оно оказывает  на меня направленное действие, каким бы оно ни было. Вы подхо дите ко мне и говорите: 'Ваша крыша обвалилась, и дождь проте кает прямо в комнату, разрушая всю вашу обстановку'. Я понимаю  то, что вы говорите, поскольку выражаю ужас, звоню владельцу  дома, пишу в страховую компанию, и вереница фургонов вывозит мои веши- Однако из этого ни в коей мере не следует, что всё  предложение было имагинативно представлено мне в какой-то  один момент.


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100