Библиотека >> Философия логического атомизма.
Скачать 170.93 Кбайт Философия логического атомизма.
В предложении, содержащим
различные слова, каждое из этих слов является символом, стало быть, и
предложение, состоящее из них, является комплексным в этом смысле. В теории
символизма есть много такого, что имеет важное значение для философии, гораздо
большее, чем я думал одно время. Я полагаю, что это значение почти всецело
негативное, т.е. оно заключается в том, что при недостаточно бережном обращении
с символами, при недостаточном осознании отношения символа к тому, что он
символизирует, вы найдёте, что приписываете предмету те свойства, которые принадлежат
только символу. В самых абстрактньк исследованиях, таких как философская
логика, это, разумеется, особенно вероятно, ибо предмет размышлений чрезвычайно
труден и уклончив, причём настолько, что любой, кто хотя бы однажды попытался
поразмыслить над ним, знает, что вы и не задумывались об этом, кроме может
быть раз в полгода на полминуты. Остальное время вы думали о символах постольку, поскольку они
осязаемы, но тот вопрос, который вам предлагается обдумать, чрезвычайно сложен
и его не часто удаётся сделать предметом размышлений. Действительно хороший
философ тот, кто раз в полгода хотя бы на минуту задумается об этом. Плохой
философ не думает об этом никогда. Теория символизма имеет такое важное
значение именно потому, что в противном случае свойства символизма определённо
смешивались бы со свойствами предмета. К тому же она вызывает интерес и с
другой стороны. Из непонимания того, что существуют различные виды символов и различные виды отношений между
символами и тем; что символизируется, возникают очень серьёзные заблуждения.
Тот тип противоречий, о котором в связи с типами я буду говорить в одной из
последующих лекций, полностью вырастает из ошибок в символизме в результате
подстановки одной разновидности символа на то место, где должна быть другая
разновидность. Я считаю, что некоторые понятия, которые мыслятся в
философии абсолютно фундаментальными, появляются исключительно
из-за ошибок, относящихся к символизму, - например, понятие существования,
или, если вам угодно, реальности. Эти два слова обозначали много такого, что
было предметом философских дискуссий. Была и теория о том, что каждая
пропозиция действительно описывает реальность в целом и т. п., и вообще эти
понятия играли очень значительную роль в философии. Моё же собственное убеждение
заключается в том, что они встречаются в философии всецело как результат путаницы с символизмом. При прояснении этой
путаницы обнаруживается, что практически всё, что говорилось о существовании,
есть явная и простая ошибка, и это всё, что можно сказать о нём. Я дойду до
этого в одной из последующих лекций, но этот пример демонстрирует способ,
раскрывающий значение символизма. Вероятно, я должен сказать пару слов о
том, что же понимается под символизмом, поскольку, как я думаю, некоторые
считают, что когда речь идёт о нём, имеется в виду только математический символизм.
Я использую его в таком смысле, чтобы включить все языки, любого типа и
любой разновидности, так что символом
является каждое слово, каждое предложение и т.д. Говоря о символе, я просто
имею в виду нечто такое, что 'обозначает' что-то ещё, а относительно того, что
подразумевается под 'значением", я ещё не готов вам сказать. Постепенно я
перечислю строго конечное число того, что может подразумевать 'значение' и что
по сути различно, но не буду считать, что, сделав это, я исчерпал дискуссию. Я
думаю, что понятие значения всегда более или менее психологично, и что
невозможно получить ни чисто логическую теорию значения, ни, следовательно,
символизма. Я думаю, что в самой сущности объяснения того, что подразумевается
под символизмом, необходимо учитывать познание, когнитивные отношения, а также,
вероятно, и ассоциации. Во всяком случае, мне достаточно ясно, что теорию
символизма и его использование нельзя объяснить в рамках чистой логики без
учёта различных когнитивных отношений, которые могут связывать нас с
предметами. Относительно того, что
подразумевается под 'значением', я приведу несколько иллюстраций. Вы скажете,
например, что слово 'Сократ' означает определённого человека; слово 'смертный'
означает определённое качество; и предложение 'Сократ смертей' означает
определённый факт. Но эти три вида значений совершенно различны, и если вы
думаете, что слово 'значение' имеет одно и то же значение в каждом из этих трёх
случаев, вы получите самые безнадёжные противоречия. Очень важно не
предполагать, что под 'значением' подразумевается только что-то одно, и что,
следовательно, есть только один вид отношения символа к тому, что символизируется.
Имя должно быть собственным символом, который применяется для человека;
предложение (или пропозиция) является собственным символом для факта. Убеждение
или высказывание характеризуется
двойственностью истины и лжи, которой не характеризуется факт. Убеждение
или высказывание всегда затрагивает
пропозицию. Вы говорите, что человек убеждён в том-то и том-то.
Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
| ||
|