Библиотека >> Философия логического атомизма.
Скачать 170.93 Кбайт Философия логического атомизма.
Истинность и ложность в этом случае уподобляются правильному и
неправильному наименованию, связанному с различными действиями рассудка. В
отличие от Рассела Витгенштейн считает, что представление суждения в виде
пространственного комплекса неверно уже хотя бы потому, что оно не учитывает
понимания в едином акте суждения, как условий истинности высказываемого
предложения, так и условий его ложности, что конституирует смысл предложения,
не сводимый к совокупности примитивных значений. «В 'а судите', р нельзя
заменить собственным именем. Это очевидно, если мы подставляем «а судит, что р
является истинным, a
не-р является ложным'. Предложение 'а судит/?' состоит из собственного имени а,
предложения р с его двумя полюсами, и соотнесения а с обоими этими полюсами
определённым способом. Ясно, что это отношение не является отношением в
обычном смысле»2. Отказ
от пространственного представления суждения и введение в структуру предложения
истинностных полюсов (истина и ложь), приводящих предложение в согласование с
действительностью, требует кардинального пересмотра структуры знания по
знакомству и знания по описанию. Действительно, раз высказывание истины нельзя редуцировать к непосредственному
знакомству с конституентами, поскольку само суждение не сводится к их
наименованию, требуется принятие новых элементов мира, которые соответствовали
бы не простым именам, но предложениям. И эти элементы суть факты. Последние не
сводимы к своим конституентам и представляют собой сущности sui generis, и если отношение
наименования однозначно соотносит имя и примитивное значение, то одному и тому
же факту соответствует как истинное, так и ложное предложение. Более того,
бипол^рность предложений в совокупности с возможностью их отрицания требует
принять два типа фактов, положительные и отрицательные, иначе возникали бы
непреодолимые трудности с согласованием ложных отрицательных предложений.
Витгенштейн утверждает, и Расселу приходится с ним согласиться, что «существуют
положительные и отрицательные факты: если предложение 'Эта роза не красная' -
истинно, тогда то, что оно обозначает, является отрицательным. Но наличие
частицы 'не' не указывало бы на это, если бы не знали, что значение предложения
'Эта роза красная* (когда оно является истинным) - положительно. Только из
обоих, отрицания и отрицаемого предложения, мы можем заключить о характере
значения целого предложения»3. Введение фактов, как особых элементов
мира, приводит к пересмотру расселовской теории суждения и, прежде всего,
понятия логической формы Если суждение не сводится к акту познающего разума,
упорядочивающего конституенты, то отпадает необходимость в непосредственном
знакомстве с такой особой сущностью, как логическая форма. Она не может
рассматриваться как конституента предложения наряду с другими конституентами.
Это демонстрируют и специфические особенности её функционирования в системе
знаков. Приняв расселовскую теорию суждения, «легко предположить, что
комплексными являются только те символы, которые содержат имена объектов и что
соответственно '(Эх,ф).фх' или
'(3x,y)xRy' должны быть простыми. Тогда первоевыражение естественно назвать именем формы, а второе именем отношения.
Но что в таком случае представляет собой (например) значение '~(3x,y).xRy'? Можем ли мы поместить
'нет' перед именем?»' Данный пример показывает, что, так как отрицание
согласовано с истинностными полюсами предложения, функционирование логической
формы от наименования не зависит, а стало быть, не может рассматриваться как
примитивное значение, полученное в
отношении непосредственного знакомства. Формы
отменяются как логические объекты. Это же относится и к логическим союзам.
В пользу последней точки зрения Витгенштейн выдвигает ещё целый ряд аргументов,
в частности, взаимоопределимость логических союзов (например, конъюнкции и
дизъюнкции с помощью отрицания), что
было бы невозможно, если бы они являлись примитивными значениями. Более того, логические союзы даже могут исчезать, как
в случае с двойным отрицанием. Все
эти аргументы приводят Витгенштейна к выводу о том, что логических объектов не
существует, что логика не может трактовать об особом множестве предметов. В
пользу этого говорит и универсальность логики. По мнению австрийского философа,
рассмотрению логических элементов знаковой системы как особых логических
объектов способствует несовершенство предложенной Расселом и Фреге символики,
которая не удовлетворяет принципу однозначности и требует введения особых
элементов, характеризующих логические связи. Это вводит в заблуждение,
поскольку собственно логические знаки пытаются интерпретировать по аналогии с
нелогическими знаками, что и приводит к неадекватным результатам. Собственно логические
выражения могут рассматриваться только как псевдознакн, и их надлежащая запись должна показать это со всей
определённостью.
Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
| ||
|