Библиотека >> Философия логического атомизма.
Скачать 170.93 Кбайт Философия логического атомизма.
Эти две разнонаправленные, но связанные
между собой тенденции пронизывают всё творчество раннего Рассела, и именно те
положения, которые относятся к их реализации, подверглись наиболее острой
критике Витгенштейна и потребовали существенного изменения со стороны
английского философа. Рассмотрим их несколько подробнее. Начнём с того, каким
образом логика у Рассела приобретает реистический характер. Для позиции Рассела характерно не только
то, что он пытается дать новую формализацию логического вывода, но и то, что
принято называть логицизмом в основаниях математики. С точки зрения логицизма
математические суждения не являются синтетическими в смысле Канта, а выводимы
из положений логики, причём математические термины полностью определимы в
логических терминах. Таким образом, математическое знание сводимо к логическому
и является аналитическим. В этом отношении логицизм солидаризируется с точкой зрения Лейбница на математику. Являясь
одним из виднейших представителей логицизма, Рассел наследует
точку зрения немецкого логика Г.Фреге, который первым предложил интерпретацию
числа сугубо в логических терминах тождества, класса, включения . Фреге
отталкивается от понимания числа ках класса всех тех классов, которые имеют
одинаковое количество предметов. Так, например, число два есть класс всех тех
классов, которые содержат ровно два предмета, число три есть класс всех тех
классов, которые содержат три предмета, и т.д. Подобное определение числа не
содержит круга, как может показаться на первый взгляд, поскольку определение
тождественности двух классов не обязательно требует указания на число содержащихся
в них предметов. Так, например, ожидая прихода гостей, мы можем сказать, что на
накрытом столе в результате будет ровно столько обеденных приборов, сколько
придет гостей, хотя можем и не знать заранее, сколько их будет точно. Класс
гостей и класс столовых приборов в этом случае находятся во взаимно однозначном
соответствии и, согласно терминологии
Фреге, являются тождественными.
Таким образом, число можно
определить как класс всех тех классов, которые эквивалентны данному классу. Например,
число два можно рассматривать как класс всех тех классов, которые эквивалентны классу спутников Марса, а число три как
класс всех тех классов, которые эквивалентны классу граций, и т.д. Однако такое
понимание числа было бы сугубо эмпирическим, а
стало быть, бесполезным для целей арифметики. Поэтому при определении
каждого числа необходимо найти такой
класс, который имел бы не только соответствующий объём, но и вводился бы с
помощью только логических терминов.
Фреге развивает данную программу с определения нуля. Ноль - это класс всех тех
классов предметов, которые не тождественны сами себе. Так как не существует
предметов, нетождественных самим себе, постольку есть только один соответствующий класс, это класс, не содержащий элементов,
нуль-класс, который и является единственным элементом нуля как класса всех
тождественных классов. Отталкиваясь от определения нуля, можно определить все
остальные числа. Число один, например, определяется как класс всех тех классов,
которые тождественны классу нуль-классов, или как класс всех тех классов,
которые тождественны классу, чьим единственным элементом является нуль-класс.
Число два определяется как класс всех тех классов, которые тождественны с
классом, содержащим ноль и один, число три — как класс, содержащий ноль, один и
два, и т.д., до бесконечности. Это
определение очень удобно, если бы не одна проблема, которую обнаружил Рассел2.
Определение числа по Фреге требует рассматривать наряду с классами предметов,
классы классов предметов, классы классов классов предметов и т.д. Причём ясно,
что одни классы могут рассматриваться как члены самих себя, а другие нет.
Например, класс всех чайных ложек сам чайной
ложкой не является, а класс тех предметов, которые не являются чайными
ложками, сам не является чайной ложкой и, стало быть, является элементом самого
себя. Можно попытаться образовать класс всех тех классов, которые не являются
элементами самих себя, и задаться вопросом, будет ли этот класс своим
собственным элементом. Здесь как раз и возникает знаменитый парадокс Рассела,
поскольку данный класс противоречив. Он является своим собственным элементом
тогда и только тогда, когда он не является своим собственным элементом. Таким
образом, если мы стремимся освободиться от противоречия, сохранив основную
посылку логицизма, определение Фреге необходимо существенно модифицировать,
к чему и приступает Рассел. С точки
зрения последнего на образование классов необходимо накладывать ограничения, а именно, запретив образовывать классы,
которые могли бы выступать в качестве своих собственных элементов. Классы
должны образовывать строгую иерархию,
где первый уровень представляли бы
собой классы, содержащие только индивиды, второй уровень -классы,
содержащие классы индивидов, и т.д. Разные уровни требуют различных средств выражения;
то, что можно сказать об индивидах, нельзя сказать об их классах, а то, что
можно сказать о классах индивидов, нельзя сказать о классах классов индивидов и
т.
Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
| ||
|