Библиотека >> Философия логического атомизма.
Скачать 170.93 Кбайт Философия логического атомизма.
Это отношение также требует исследования. Наиболее важная вещь относительно
пропозиции заключается в том, что независимо, состоит ли она из образов или из
слов, что бы ни случилось, она
представляет собой действительный факт, имеющий определённую аналогию структуры - исследуемую далее - с фактом,
делающим её истинной или ложной. Словесная пропозиция, если не вдаваться в
тонкости, 'обозначает' соответствующую
образную пропозицию, и образная пропозиция имеет объективный референт,
зависящий от значения составляющих её образов. (2) Убеждение. - Мы переходим теперь к вопросу о том, что же
действительно конституирует убеждение, в противоположность вопросу о содержании
убеждения. 'Каждый, - говорит Уильям
Джеймс, - знает разницу между воображением вещи и убеждением в её существовании, между предположением пропозиции
и согласием с её истинностью ... По своей внутренней природе убеждение, или
чувство реальности, является разновидностью чувства наиболее родственного
эмоциям, чем что-либо еще^. В главном
этот взгляд, по-видимому, неизбежен. Когда мы убеждены в пропозиции, мы обладаем определённым чувством, относящимся
к содержанию пропозиции таким способом, который описывается как 'убеждение в
данной пропозиции'. Но я думаю, что различные разнообразные чувства
объединяются под одним словом 'убеждение', и что нет какого-либо одного
чувства, которое по преимуществу является убеждением. Однако до того, как мы начнём анализировать убеждение, необходимо
рассмотреть теорию, которая, защищается ли она явно или же нет, по-видимому, неявно содержится в
прагматизме и способна, в случае истинности, предоставить сильный аргумент в
пользу этой философии. Согласно данной теории - за которую я не могу нести
какую-то авторскую ответственность - нет единственноГО обстоятельства, которое
можно описать как 'убеждение в пропозиции', но убеждение заключается просто в
случайной действенности. Некоторые идеи подвигают нас к действию, другие -
нет; о тех, которые подвигают нас к действию, говорится как о идеях, в которых
'убеждены'. Бихевиорист, отрицающий образы, должен будет •дти даже дальше и
вообще отрицать образные пропозиции. Для него, я полагаю, убеждение будет
подобно силе в физике, воображаемой
фиктивной причиной последовательности действий. Жи-мтное, желающее А
(каков бы ни был бихевиористский смысл 'желания'), переходит к попытке
осуществить В, мы тогда говорим, что животное 'убеждено', что В
подразумевается посредством А. Последнее есть просто способ объединения
определённого множества актов и не репрезентирует какое-либо единственное
обстоятельство в животном. Но этот взгляд, что бы не было сказано в его пользу
там, где рассматривается животное, осуждается в отношении человеческих существ
при допущении образов. При допущении образов становится невозможным отрицать, что образные пропозиции
встречаются у людей, и ясно, что убеждение особо имеет дело с пропозициями, при
условии, что пропозиции имеют место. И если это принять, мы не можем провести
различие между пропозицией, в которой убеждены, и пропозицией, просто рассматриваемой,
состоящей только в присутствии или отсутствии случайной действенности. Если мы соблюдаем максиму
'одинаковая причина, одинаковое действие', мы должны придерживаться того, что
если пропозиция, в которой убеждены, имеет действие, отличное от действия той
же самой пропозиции, просто рассматриваемой, должно быть некоторое внутреннее
различие между убеждением и
рассмотрением. Факт, что убеждение не действует на нас так, как
рассмотрение, удостоверяет в некотором внутреннем различии между
двумя феноменами, даже когда
рассматриваемая пропозиция является одной и той же в обоих случаях1.
Последнее Возражение, по-видимому, фатально для установленной выше точки
зрения, основанной на случайной действенности, хотя я считаю, что кое-какая
истина предполагается данной точкой зрения.
Мне кажется, что имеются
различные чувства, которые могут придаваться пропозиции, одно из которых конституирует
убеждение. Из них я привёл бы в пример воспоминание, ожидание и простое
вневременное согласие. Существуют ли другие, я не знаю. Воспоминание для своей истинности требует, чтобы
объективный коррелят пропозиции был в прошлом, ожидание - чтобы он был вбудущем, тогда как для простого
согласия не требуется какого-либо особого временного отношения убеждения к
объективному корреляту. Дизъюнкция и
импликация, возможно, могут затрагивать другие виды чувства убеждения.
Главное значение этих различных чувств с нашей точки зрения покоится на
затруднении, которое они создают при переводе феноменов убеждения в слова.
По-видимому, оттенок полагает временное отношение в содержание того, в чём
убеждены, тогда как, если рассмотренная выше теория верна, оттенок первично
включается в природу чувства убеждения. Однако возможно, что можно упростить
наше обсуждение, ограничиваясь простым согласием, поскольку несомненно
возможно согласие с пропозицией, рассматривающей прошлое или будущее, как противоположное
её воспоминанию или ожиданию. Если мы
на самом деле правы, когда человек обладает не выраженным в словах
Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
| ||
|