Библиотека >> Философия логического атомизма.
Скачать 170.93 Кбайт Философия логического атомизма.
Большая часть того, что
в математической логике имеет отношение к онтологии, связана с уменьшением
числа тех объектов, ин-теллигибельность которых мы предполагаем и которые
необходимы для того, чтобы сделать высказывания осмысленными. Единственный
довод в пользу подобной редуктивной процедуры связан с удалением опрометчивых и неоправданных предпосылок. Если наши обыденные эмпирические высказывания должны иметь значение,
они обязаны (если они не являются лингвистическими) указывать на нечто во
внешнем мире. Таким образом, встаёт чисто техническая проблема: что
представляет собой тот минимальный словарь, который достаточен для утверждения
того, в чём мы фактически уверены.
Предполагая, что этот вопрос решен, мы остаёмся с онтологической
проблемой: какие отношения должны осуществляться между словами и
предложениями, с одной стороны, и фактами с другой, если наши слова обязаны
иметь значение, а предложения -нечто обозначать? Начнём с того, что из нашего
словаря можно исключить все слова, которые имеют вербальное определение, так
как мы всегда можем заменить их друг на
друга. Иногда (если опускать детали) отношение слова к объекту достаточно ясно:
мы знаем объект, на который указывает имя «Дуайт Д. Эйзенхауэр»; мы знаем, что
обозначают названия цветов и т.д. Но имеются другие слова, в отношении которых
мы испытываем значительные затруднения:
если мы говорим «Александр предшествовал Цезарю», мы чувствуем (возможно,
ошибочно), что Александр и Цезарь имеют
твёрдое значение. Но что обозначает слово «предшествовал»? Мы можем в крайнем случае представить
универсум, включающий только
Александра, или только Цезаря, или только их обоих. Это тот тип предметов,
который приводит к вере в субстанцию и к сомнению в универсалиях. В данном
случае, потребности языка снова ясны, а метафизические импликации этих потребностей
туманны. Мы не в состоянии обойтись без
таких слов как«предшествует», но
они, по-видимому, не указывают на кирпичики универсума так, как это удаётся
именам собственным. Вопрос
«Существуют ли универсалии?» поддаётся различным интерпретациям. В первом
случае он может быть интерпретирован в смысле квантора существования. Мы можем
сказать: «Существуют предложения, содержащие два имени и слово, обозначающее
отношение, и без таких предложений многие утверждения о фактах, в которых мы
уверены, знать было бы невозможно». Далее можно сказать, что так же, как имена
в таких предложениях указывают на объект, так и слова, обозначающие отношения,
должны указывать на нечто экстралингвистическое. То, что Александр
предшествовал Цезарю, - факт, и этот факт состоит не только из Александра и
Цезаря. Ясно, что слово, обозначающее отношение, служит той цели, что даёт нам
возможность нечто утверждать о фактах, которые в противном случае были бы
неустановимы. Пока, я думаю, мы находимся на твёрдом основании. Но я не думаю,
что из этого в каком-либо смысле вытекает существование «предмета», называемого
«предшествованием». Слово, обозначающее отношение, только тогда используется
корректно, когда соответствует отношениям.
В той же степени это применимо и к предикатам. Куайн* находит
специфические затруднения в случае, когда предикаты или слова, обозначающие
отношения, появляются в качестве мнимых переменных. Возьмём, например,
высказывание «Наполеон имел все качества великого полководца». Оно должно быть
интерпретировано следующим образом:
«чем бы ни бьито /, если из 'х был великим полководцем' следует ,/г, что бы не
представлял собой х, тогда ДНаполеон)». Из этого, по-видимому, вытекает,
что/придаётся субстанциальность, которую при возможности необходимо избегать.
Я думаю, это реальное затруднение, и не знаю как из него выйти. Мы определённо
не можем обойтись без переменных, которые репрезентируют предикаты или слова, обозначающие отношения,
но я предчувствую, что технически возможен механизм, который
предохранял бы различия в онтологическом статусе между тем, что обозначается
именами, с одной стороны, и предикатами и словами, обозначающими отношения с
другой. Использование математической
логики не должно обосновывать
онтологический статус там, где он может быть сомнительным, более того оно должно сводить к минимуму количество слов, имеющих смысл
прямого указания на объект. Как общая точка зрения использовалось
представление, что все целые числа являются сущностями, а те, кто не заходил
так далеко, были по крайней мере убеждены, что число 1 является сущностью. Мы
не можем этоопровергнуть, но
можем доказать, что математики не в состоянии это обосновать. Наконец, вопрос «Существуют ли
универсалии?» является двусмысленным.
В некоторых интерпретациях ответ
определённо «да»; в других - убедительный ответ в настоящее время кажется
невозможным. То, что я должен сказать об онтологическом статусе универсалий,
содержится в последнем разделе Исследование значения и истины*.
КОММЕНТАРИИ В данном сборнике представлены работы Б.Рассела, которые характеризуют доктрину, названную им логическим атомизмом. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
| ||
|