Библиотека >> Философия логического атомизма.
Скачать 170.93 Кбайт Философия логического атомизма.
0pt'>о пропозиции, что она возможна, вы подразумеваете
нечто подобное следующему. Прежде всего из этого следует, что вы не знаете
является ли она истинной или ложной; и, я думаю, во-вторых, из этого следует,
что она относится к тому классу пропозиций, из которых о некоторых известно,
что они истинны. Когда, например, я говорю: 'Возможно, завтра будет дождь' -
пропозиция 'Завтра будет дождь' относится к классу пропозиций 'Дождь идёт в
момент времени /', где / - различные моменты времени. Отчасти мы подразумеваем,
что нам не известно, будет дождь, или же нет, но также подразумеваем и то, что
знаем, что этот тип пропозиции вполне способен быть истинным, что о значении
пропозициональной функции нам известно, что какое-то значение является истинным.
Я думаю, вы найдёте, что многие обычные
употребления слова 'возможно' проходят под таким руководством. Другими словами, когда вы говорите о пропозиции,
что она является возможной, у вас
имеется следующее: 'В данной пропозиции есть некоторая констигуенга, которая,
если преобразовать её в переменную, даст вам пропозициональную функцию, иногда
являющуюся истинной'. Следовательно, вы не должны говорить о пропозиции просто,
что она возможна, но скорее, что она является возможной в отношении такой-то и
такой-то констнтуенты. Это было бы более полным выражением. Говоря,
например: 'Львы существуют', 'я не имею в виду то же самое, как если бы сказал,
что львы возможны; поскольку, когда вы
говорите: 'Львы существуют', последнее подразумевает, что
пропозициональная функция 'х - лев' является возможной в том смысле, что львы
есть, тогда как, если вы говорите: 'Львы возможны', последнее вообще является
другим типом высказывания, не
подразумевающего, что случайное индивидуальное животное может быть львом, но скорее, что вид животного
может быть видом, который мы называем 'львы'. Если вы, например, говорите:
'Единороги возможны', то
подразумеваете, что вам не известна какая-либо причина, почему бы не быть
единорогам, а это пропозиция совершенно отличная от 'Единороги существуют'.
Относительно того, что вы подразумеваете, говоря о том, что единороги
возможны, последнее всегда можно свести к тому же самому, как и 'Возможно
завтра будет дождь'. Вы имели бы в виду, что пропозиция 'Единороги существуют' является одной из
определённого множества пропозиций, из которых истинность некоторых известна,
и что описание единорога не содержит ничего такого, что показывало бы
невозможность существования подобных зверей. Когда я говорю, что пропозициональная функция является возможной, подразумевая существование случаев, в
которых она является истинной, я сознательно использую слово 'возможно' в
необычном смысле, поскольку мне
требуется единственное слово для моей фундаментальной идеи, и я не могу найти
какого-то слова в обычном языке, которое выражает то, что я имею в виду. Во-вторых, предполагается, что когда
кто-нибудь говорит, что вещь существует, это подразумевает, что она находится
во времени, или во времени и пространстве, по крайней мере во времени. Данное
предположение является самым общим, но я не думаю, что на самом деле многое
можно сказать в пользу такого использования этого слова; во-первых, поскольку
не было бы нужды в отдельном слове, если бы это и было всё, что вы
подразумевали. Во-вторых, поскольку, наконец, можно вполне стремиться к обсуждению
вопроса, есть ли вещи, которые существуют безотносительно ко времени, в том
смысле, чем бы ни был этот смысл, в котором о вещи, обычно рассматриваемой как
существующая, говорится, что она существует. Ортодоксальная метафизика
придерживается того, что то, что действительно является реальным, находится не
во времени, что находиться во времени значит быть более или менее нереальным, и
что реально существующее вообще не находится во времени. И ортодоксальная
теология считает, что Бог не находится во времени. Я не вижу причины, почему бы
вам не соорудить своё определение существования таким образом, чтобы
предотвратить такое понятие существования. Я склонен думать, что есть вещи,
которые не находятся во времени, и должен принести извинения за использование слова
'существование' в таком смысле, когда у вас уже была фраза 'бытие во времени', вполне удовлетворительно
выражающее то, что подразумеваете вы. Другое возражение на это определение
состоит в том, что последнее по крайней мере не годится для того типа
употребления 'существования', который обосновывал моё рассуждение и который
является общим с математикой. Когда вы берёте теоремы о существовании,
например, говоря: 'Существует чётное простое число', вы имеете в виду не то,
что число два находится во времени, но то, что вы способны найти число, о
котором сможете сказать: 'Оно является чётным и простым'. Обычно в математике
говорят о пропозициях такого типа, как теоремы о существовании, т.е. вы
устанавливаете, что существует объект такого-то и такого-то типа; в математике
этот объект является конечно логическим объектом, не индивидом, не вещью
подобной льву или единорогу, но объектом подобным функции или числу, чему-то такому что явно вообще не имеет
свойства бытия во времени, и эта разновидность смысла теорем о существовании релевантна обсуждению
значения существования, с которым я имел дело в двух последних
style='font-size:10.
Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
| ||
|