Библиотека >> Философия логического атомизма.
Скачать 170.93 Кбайт Философия логического атомизма.
Я всё более и более чувствую, что все затруднения,
которые встречаются в его отношении, могут быть изобретательно разрешены. Но
тем не менее определённое количество затруднений имеется; существует некоторое
количество проблем, о некоторых из них я говорил в курсе этих лекций. Одна из
них связана с вопросом об убеждении, а другая - с разновидностью фактов включающих два глагола. Если такие факты существуют, это, я думаю, может
доставить нейтральному монизму достаточные трудности, но, как я указывал, есть
теория, называемая бихевиоризмом,
которая логически связана с нейтральным монизмом, а эта теория вообще обходится без фактов,
содержащих два глагола, и,
следовательно, устраняет аргумент против нейтрального монизма. С другой
стороны, есть аргумент от эмфатических индивидов, таких как 'это', 'теперь',
'здесь' и тому подобных слов, которые
не очень легко, по моему мнению, согласовать с точкой зрения, которая не
проводит различие между индивидом и
опытом этого индивида. Но аргумент об эмфатических индивидах является
таким щекотливым и таким неуловимым, что я не могу чувствовать совершенной
уверенности в том, имеет он действительную силу или же нет, и я думаю, что чем
дольше кто-то занимается философией, тем более сознательным он становится по
мере того, как крайне часто обманывается, и тем менее проявляется его воля к
совершенной уверенности в
действительной силе аргумента, если даже что-то и есть в том, что вообще
является неуловимым и уклончивым, что
вообще трудно постичь. Это вынуждает меня к небольшим предосторожностям и
сомнениям относительно всех таких аргументов, а потому, хотя я вполне уверен,
что вопрос об истинности и ложности нейтрального монизма не должен решаться исключительно посредством них, однако
я не претендую на знание того, является
нейтральный монизм истинным или нет. Я не теряю надежды обнаружить это со
временем, но однако не претендую на знание.
Как я говорил ранее в этой лекции, одна вещь, которую делает наша
техника, состоит в предоставлении нам средства конструирования заданного тела
символической пропозиции с минимумом аппарата, а любая минимизация аппарата
уменьшает риск ошибки. Предположим, например, что вы сконструировали свою
физику, с определённым числом сущностей .и определённым числом предпосылок;
предположим, вы обнаружили, что с помощью
незначительного мастерства можно отказаться от половины из этих сущностей
и половины из этих предпосылок, вы явно уменьшаете риск ошибки, поскольку если
у вас до этого было бы 10 сущностей и 10 предпосылок, а потом осталось 5, то и
теперь всё было бы хорошо, но наоборот, что если для 5 всё было хорошо, то так
должно быть и для 10, неверно. Следовательно, вы минимизируете риск ошибки с
каждым уменьшением числа сущностей и
предпосылок. Когда я говорил о доске и говорил, что не собираюсь предполагать
существование устойчивой субстанции, лежащей в основании её явлений, это как
раз пример рассматриваемого случая. Каким-то образом вы обладаете
последовательностью явлений, и если вы способны обойтись без допущения
метафизической и постоянной доски, вы рискуете ошибиться меньше, чем рисковали
до этого. Вы не необходимо рисковали бы ошибиться меньше, если бы были
стеснены отрицанием метафизической доски. Польза бритвы Оккама в том, что она
уменьшает риск ошибки. Вы можете сказать, что рассмотренная таким способом вся
наша проблема принадлежит скорее науке, чем философии. Последнее, я думаю,
вероятно истинно, но, я считаю, единственное различие между философией и наукой
состоит в том, что наука - это то, что более или менее известно, а философия -
это то, что неизвестно. Философия - это часть науки, о которой люди в настоящее
время предпочитают иметь мнение, но о которой они не имеют знания.
Следовательно, любой успех в познании избавляет философию от некоторых
проблем, которые первоначально она имела, и если существует какая-то истина,
если существует какое-то значение в виде процедуры математической логики, из
этого вытекает, что некоторое количество проблем, относившихся к философии,
перестанут принадлежать философии и будут принадлежать науке. И разумеется, в
тот момент, когда они становятся разрешимыми, для большого класса философских
умов они становятся неинтересными, поскольку многие, кому нравится философия,
её шарм состоит в спекулятивной свободе, в том, что вы можете играть гипотезами. Вы можете выдумывать то
или иное, что может быть истинным, и это очень приятное упражнение до тех пор,
пока вы не обнаружите, что является истинным; но когда вы открыли, что является
истинным, вся продуктивная игра фантазии в этой области сокращается, и вы
покидаете эту область и переходите к другой. Так же, как семьи в Америке во
времена Отцов Пилигримов и позже всегда
перемещались на запад, к другой стороне леса, поскольку им не нравилась цивилизованная жизнь, так и
философ имеет склонность к приключениям и предпочитает пребывать в области,
где всё ещё остаются сомнения. Верно, что переход области из философии в науку
будет делать её неприятной для весьма важного и полезного типа ума. Я думаю,
что во многом это верно для приложений математической логики в тех
направлениях, на которые я указывал.
Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
| ||
|